Заведующий кафедрой: д.т.н., доцент Харламов Павел Викторович

Адрес: 344038, Ростовская область, городской округ город Ростов-на-Дону, город Ростов-на-Дону, площадь Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, зд. 2.

Аудитория: У207а

Телефон: +7 (863) 272-62-86

Email: ptpm@rgups.ru

Кафедра "Проектирование технология производства машин" создана 2-го сентября 2024 года путем объединения 2-х кафедр "Основы проектирования машин" и "Транспортные машины и триботехника".

Тел. документоведа кафедры - +7 (863) 272-64-49

Краткая история кафедры "Основы проектирования машин"

Кафедра «Основы проектирования машин» ведёт свою историю с момента возникновения учебного заведения – с 1929 года и называлась «Прикладная механика и детали машин». Первым её руководителем и создателем был видный педагог и учёный профессор Донского политехнического института (ныне ФГБОУ ВО ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова) Николай Николаевич Дьяков (фото 1).

Фото 1 – Профессор Дьяков Н.Н. первый заведующий кафедрой

Он был выпускником Московского высшего технического училища (сейчас МВТУ им. Баумана) в то время уже известный в научных кругах как страстный последователь школы конструктивного направления Сидорова – Худякова. Профессор Н.Н. Дьяков принял энергичные меры по формированию коллектива и созданию лабораторной базы кафедры.

В 1937 году заведующим кафедрой был назначен молодой кандидат технических наук, доцент П.И. Львовский, занимавшийся вопросами теории упругости и конструирования деталей машин в научной школе профессора А.П. Коробова. В самом начале Великой Отечественной войны Павел Исаакович ушел добровольцем на фронт и погиб, защищая свободу и независимость нашей Родины (фото 2).

Фото 2 – П.И. Львовский

В связи с эвакуацией института в г. Тбилиси кафедра «Детали машин» временно была упразднена, а ее функции и учебная нагрузка были переданы на кафедру «Строительная механика», которую в то время возглавлял доцент Дмитрий Афанасьевич Кислик. Единственным из научных работников, оставшихся к тому времени на расформированной кафедре и перешедший на кафедру «Строительная механика» был Андрей Алексеевич Обухов. После окончания войны он, на вновь восстановленной кафедре «Детали машин» в должности доцента проработал до 1984 года. Его лекции и занятия по курсовому проектированию отличались глубиной и читались на высоком академическом уровне.

После возвращения института в г. Ростов-на-Дону из эвакуации в 1944 году кафедра была восстановлена и из «Прикладная механика и детали машин» была переименована в кафедру «Детали машин», которую возглавил кандидат технических наук, доцент Хрисанф Никифорович Дементьев и руководил ей до 1966 года (фото 3).

Фото 3 – Дементьев Х.Н.

За 22 года работы на кафедре Хрисанфом Никифоровичем Дементьевым были созданы десятки образцов новых испытательных машин.

Испытательными машинами его конструкции оснащались лаборатории многих институтов и заводов, их использовали даже в арктических экспедициях. Так, на первом в мире атомном ледоколе «Ленин» для испытаний механических свойств льда были использованы испытательные установки Дементьева Х.Н., в изготовлении которых принимали участие и сотрудники кафедры.

Помимо учебной нагрузки все сотрудники кафедры самоотверженно участвовали в работе по восстановлению и реконструкции транспортных и промышленных предприятий г. Ростова-на-Дону.

Постепенно углублялась и расширялась тематика научных исследований кафедры, отрабатывалось и совершенствовалось педагогическое мастерство преподавателей, накапливался опыт воспитательной работы, возрастал уровень учебно-методических разработок.

Несмотря на то, что кафедра исторически является общетехнической, она многие годы выполняла роль профилирующей и выпускала инженеров-механиков вплоть до конца 70-х годов.

Даже после образования в 1971 году кафедр «Путевые и строительные машины» и «Эксплуатация и ремонт путевых и строительных машин», на кафедре «Детали машин», кроме «своих» учебных дисциплин таких как «Теория механизмов и машин», «Детали машин и основы конструирования», «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», «Расчёт и конструирование точных механизмов», «Прикладная механика», читался большой курс «Подъемно-транспортные машины» и по нему проводилось дипломное проектирование.

В 1966 году кафедру возглавил кандидат технических наук, доцент Лев Григорьевич Циханович (фото 4), который в это время был заместителем декана механического факультета.

Фото 4 – Л.Г. Циханович

За период его руководства, до 1977 года, на кафедре сохраняется преемственность и сложившиеся традиции как в учебной, так и в научно-исследовательской работе. В этот период активно внедряются современные методы обучения и научного поиска. Лев Григорьевич регулярно выступал экспертом в комиссиях по расследованию аварий связанных с работой грузоподъёмных кранов.

В 1977 году кафедру «Детали машин» возглавил опытный педагог кандидат технических наук, доцент, а затем профессор Евгений Алексеевич Ковалёв (фото 5).

Он долгое время проработал во Всесоюзном научно–исследовательском институте железнодорожного транспорта г. Москве, прошёл там хорошую школу подготовки как в аспирантуре, так и в научной работе. Заведующим кафедрой он проработал до 1999 года.

За большой вклад в подготовку специалистов железнодорожного транспорта он награждён званием «Почётный железнодорожник».

Фото 5 – Е.А. Ковалёв

В 1999 году на 70–летнем юбилее университета кафедра «Детали машин», в соответствии с решением учёного совета университета от 26 марта 1999 г. приказом № 2161 от 6 декабря 1999 г., была переименована в кафедру «Основы проектирования машин».

С июня 1999 года по 2007 год кафедру возглавлял доктор технических наук, профессор, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Владимир Григорьевич Козубенко (фото 6). Он прошёл путь от практической работы до педагога и научного работника.

Фото 6 – В.Г. Козубенко

За долголетний труд Владимир Григорьевич награждён званием «Почётный железнодорожник» и «Изобретатель СССР».

С 2007 года заведующим кафедрой работал Александр Николаевич Чукарин (фото 7).

Фото 7 – А.Н. Чукарин

Краткая история кафедры "Транспортные машины и триботехника"

Кафедра «Транспортные машины и триботехника» организована в 1996 г. на базе кафедры «Путевые и строительные машины» (ПСМ). Кафедра ПСМ была основана в сентябре 1971 г. приказом министра путей сообщения СССР.

Первым заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки и техники РФ, участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор Юрий Андреевич Евдокимов - широко известный в России и за рубежом специалист в области железнодорожного транспорта, механики, трения, износа и смазки металлополимерных трибосистем и композиционных материалов, автор учебника «Основы трибологии».

Под руководством Ю.А. Евдокимова защитили кандидатские диссертации большое количество руководителей различных рангов. Среди них академик РАН В.И. Колесников, А.В. Челохьян - до 2023 года первый проректор , И. А. Майба - декан факультета «ДСМ», В.В. Шаповалов – до сентября 2021 года заведующий кафедрой «ТМТ», А.А. Замыцкий - декан заочного факультета, А.А. Бураков – до 2001 года декан факультета «ДСМ», Е.Н. Зубков - зам. декана по учебной работе строительного факультета, А.А. Солдатов - к.т.н., доц. кафедры «ППХ», и многие другие.

За годы своего существования кафедра превратилась в одну из ведущих структур университета, готовящих инженеров по специальностям «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Техническая эксплуатация автотранспортных средств», «Сервис на транспорте», а также подготовку магистров по профилю «Динамика и прочность машин». В 2023 г. открыт прием студентов по специальности «Автомобильная техника в транспортных технологиях».

На кафедре по приказам МПС СССР и рекомендациям АН СССР были созданы четыре отраслевые лаборатории: по повышению надежности и износостойкости железнодорожной техники; по триботехнике; отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Надежность и долговечность путевых машин» (заведующий лабораторией к.т.н., доц. К.Ю. Григориади); по разработке новой индукционной технологии и восстановлению узлов трения железнодорожной техники.

В 1980 г. лаборатория «Индукционные технологии» расширилась и была преобразована в инженерный центр «Сплав», который возглавил д.т.н., проф. И.А. Зайченко.

Кафедра имеет семь учебных лабораторий по профилирующим дисциплинам, в том числе компьютерный класс, техническая база которых позволяет осуществлять обучение и подготовку квалифицированных специалистов.

Под руководством профессора В.В. Шаповалова на кафедре создано научное направление по динамическому мониторингу мобильных нелинейных фрикционных систем. В рамках данного направления защищены 4 докторские и порядка 45 кандидатских диссертаций. Результаты теоретических экспериментальных исследований широко применяются на сети дорог ОАО «РЖД» и промышленных предприятиях России, получены сотни миллионов рублей экономии, повышены технико-экономические и экологические показатели машин и механизмов. Результаты работ неоднократно докладывались на международных конференциях и симпозиумах.

Кафедрой опубликовано более 1000 научных трудов, 15 монографий, ряд учебников и учебных пособий, рекомендованных для студентов вузов России, обучающихся по транспортным направлениям подготовки.

Студенты и магистранты кафедры регулярно принимали участие в конференциях и конкурсах различного уровня. В апреле 2019 г. команда из 3х студентов под руководством П.В. Харламова приняла участие в Национальном этапе конкурса «Service Master Junior (SMJ)» в номинации «Автомобильный инженер» и заняла 3е место (получила бронзовые медали). «Service Master Junior (SMJ)» – это Международный специализированный конкурс профессионального мастерства в области автомобильного транспорта среди учащихся средних профессиональных и высших учебных заведений. В 2022 году студенты кафедры приняли участие в независимой оценки качества подготовки обучающихся проводимым ФГУП «Росаккредагенство» показав достойный результат. Выпасные работы, выполненые студентами кафедры, регулярно занимают призовые места в конкурсах различного уровня.

За годы работы кафедрой подготовлены более 3000 специалистов для железнодорожного транспорта, 10 докторов технических наук и более 150 кандидатов технических наук. Не менее 5 человек ежегодно обучается в аспирантуре.