Химический кружок «Химия и жизнь»
Факультет: Дорожно-строительные машины (ДСМ)
Кафедра: «Химия»
Руководитель: Савенкова Мария Андреевна
Телефон: 8 (863) 272-62-72
Цель: Тематика занятий кружка направлена на расширение естественно-научных знаний школьников, углубление тем школьной образовательной программы по химии.
На кафедре «Химия» ФГБОУ ВО РГУПС не первый год в рамках до - вузовской подготовки проводится работа школьного кружка «Химия и жизнь» для 8-9 классов и для 10-11 классов. Работой кружка руководит доцент кафедры «Химия» Савенкова М.А.
Выполняя увлекательные химические эксперименты, ребята не только осваивают методики исследований объектов окружающей среды, но и сами планируют, выполняют опыты, а также анализируют, обобщают полученные результаты с последующей публикацией в научных изданиях университета. В ходе проводимых опытов учащиеся используют современные приборы физико-химического анализа. Индивидуальные научно-проектные работы школьников неоднократно были представлены на ежегодном конкурсе «Дорога в будущее» и других региональных и городских конкурсах. Работы ребят были отмечены дипломами и благодарностями.
Кружок пользуется популярностью у школьников, проводимые опыты вызывают живой интерес учащихся. Ежегодно кружок посещают до 20 школьников, ряды кружковцев пополняют новые ребята.
Темы занятий
химического кружка для учащихся 8х – 9х классов
№ пп |
Тема |
1 |
Ознакомление с химическими лабораториями кафедры «Химия»: оборудованием, приборами, реактивами. Правила техники безопасности. |
2 |
Освоение некоторых методов выполнения химического эксперимента: декантация, фильтрование, высушивание, кристаллизация, перегонка, экстракция, озоление. |
3 |
Химические вещества – источники энергии (тепловой, световой, электрической). |
4 |
Почему важно изучать скорость химических реакции? Способы регулирования скорости химических реакций. |
5 |
Какие существуют растворы? (жидкие, твёрдые, неэлектролитов, электролитов, коллоидные). |
6 |
Занимательные химические реакции (взаимодействие формалина с NaHSO3, Na2SO3 и Cd(NO3)2; «химический вулкан», «змея»). |
7 |
Металлы в жизни, деятельности человека, промышленности, транспорте и освоении космоса (химические свойства важнейших металлов). |
8 |
Получение некоторых металлов. Устойчивость металлов к окружающей среде. |
9 |
Важнейшие неметаллы (галогены, водород, сера). Свойства простых веществ и их некоторых соединений. |
10 |
Продолжение темы «Неметаллы» (азот, фосфор, углерод, кремний). Свойства простых веществ и их некоторых соединений. |
11 |
Распознавание неорганических соединений: качественные реакции. |
12 |
Неорганические соединения в быту. |
13 |
«Цепочки» превращений неорганических соединений (практическое выполнение). |
14 |
Соединения в «квадратных скобках» (комплексные соединения). |
Темы занятий
химического кружка для учащихся 10х - 11х классов
№ пп |
Тема |
1 |
Классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена. |
2 |
Водородный показатель pH – качественное и количественное (инструментальным методом) определение в растворах органических и неорганических соединений. |
3 |
Гидролиз – химическая реакция мирового масштаба. |
4 |
Электрохимия – важнейший раздел химии. Исследование работы гальванического элемента и явления электрохимической коррозии. |
5 |
Электролиз растворов электролитов. Применение электролиза. |
6 |
Какую воду мы пьём? Природная вода – способы очистки и контроля качества. |
7 |
Определение жёсткости воды из различных источников. |
8 |
Правила техники безопасности при работе в лаборатории органической химии (теория и практика) |
9 |
Определение ПАВ в воде инструментальным методом. |
10 |
Определение нефтепродуктов в сточных водах инструментальным методом. |
11 |
Изучение свойств важнейших полимеров и их идентификация. |
12 |
Что за явление – адсорбция? Применение адсорбции. Ознакомление с методом хроматографии. |