Химический кружок «Химия и жизнь»

Факультет: Дорожно-строительные машины (ДСМ)

Кафедра: «Химия»

Руководитель: Савенкова Мария Андреевна

Телефон: 8 (863) 272-62-72

Цель: Тематика занятий кружка направлена на расширение естественно-научных знаний школьников, углубление тем школьной образовательной программы по химии.

На кафедре «Химия» ФГБОУ ВО РГУПС не первый год в рамках до - вузовской подготовки проводится работа школьного кружка «Химия и жизнь» для 8-9 классов и для 10-11 классов. Работой кружка руководит доцент кафедры «Химия» Савенкова М.А.

Выполняя увлекательные химические эксперименты, ребята не только осваивают методики исследований объектов окружающей среды, но и сами планируют, выполняют опыты, а также анализируют, обобщают полученные результаты с последующей публикацией в научных изданиях университета. В ходе проводимых опытов учащиеся используют современные приборы физико-химического анализа. Индивидуальные научно-проектные работы школьников неоднократно были представлены на ежегодном конкурсе «Дорога в будущее» и других региональных и городских конкурсах. Работы ребят были отмечены дипломами и благодарностями.

Кружок пользуется популярностью у школьников, проводимые опыты вызывают живой интерес учащихся. Ежегодно кружок посещают до 20 школьников, ряды кружковцев пополняют новые ребята.

Темы занятий

химического кружка для учащихся 8х – 9х классов

№ пп

Тема

1

Ознакомление с химическими лабораториями кафедры «Химия»: оборудованием, приборами, реактивами. Правила техники безопасности.

2

Освоение некоторых методов выполнения химического эксперимента: декантация, фильтрование, высушивание, кристаллизация, перегонка, экстракция, озоление.

3

Химические вещества – источники энергии (тепловой, световой, электрической).

4

Почему важно изучать скорость химических реакции? Способы регулирования скорости химических реакций.

5

Какие существуют растворы? (жидкие, твёрдые, неэлектролитов, электролитов, коллоидные).

6

Занимательные химические реакции (взаимодействие формалина с NaHSO3, Na2SO3 и Cd(NO3)2; «химический вулкан», «змея»).

7

Металлы в жизни, деятельности человека, промышленности, транспорте и освоении космоса (химические свойства важнейших металлов).

8

Получение некоторых металлов. Устойчивость металлов к окружающей среде.

9

Важнейшие неметаллы (галогены, водород, сера). Свойства простых веществ и их некоторых соединений.

10

Продолжение темы «Неметаллы» (азот, фосфор, углерод, кремний). Свойства простых веществ и их некоторых соединений.

11

Распознавание неорганических соединений: качественные реакции.

12

Неорганические соединения в быту.

13

«Цепочки» превращений неорганических соединений (практическое выполнение).

14

Соединения в «квадратных скобках» (комплексные соединения).

Темы занятий

химического кружка для учащихся 10х - 11х классов

№ пп

Тема

1

Классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена.

2

Водородный показатель pH – качественное и количественное (инструментальным методом) определение в растворах органических и неорганических соединений.

3

Гидролиз – химическая реакция мирового масштаба.

4

Электрохимия – важнейший раздел химии. Исследование работы гальванического элемента и явления электрохимической коррозии.

5

Электролиз растворов электролитов. Применение электролиза.

6

Какую воду мы пьём? Природная вода – способы очистки и контроля качества.

7

Определение жёсткости воды из различных источников.

8

Правила техники безопасности при работе в лаборатории органической химии (теория и практика)

9

Определение ПАВ в воде инструментальным методом.

10

Определение нефтепродуктов в сточных водах инструментальным методом.

11

Изучение свойств важнейших полимеров и их идентификация.

12

Что за явление – адсорбция? Применение адсорбции. Ознакомление с методом хроматографии.