3 июня 2022 г. в ФГБОУ ВО РГУПС состоялись Пленарное заседание 19-й Международной научно-практической конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» и работа секций.
Пленарное заседание, которое проходило в гибридном режиме, было посвящено обсуждению актуальных вопросов высшего образования как в Российской Федерации, так и в мировом образовательном пространстве. Были также рассмотрены вопросы развития кадрового потенциала, научно-педагогической деятельности преподавателей высшей школы, поиска принципиально новых методов проведения занятий в очной и удаленной формах.
С приветственным обращением к участникам и слушателям конференции обратились проректор по научной работе РГУПС д.т.н., профессор Гуда Александр Николаевич и декан Гуманитарного факультета Осипов Владимир Александрович.
Специально для участия в мероприятии прибыли участники конференции из Новосибирска, также дистанционно были заслушаны доклады ученых из Таиланда и Москвы.
Открыл Пленарное заседание д.э.н профессор университета Суан Сунанда Раджабат, Бангкок, Таиланд Ушаков Денис Сергеевич, который перечислил наиболее острые противоречия в современном мировом образовательном пространстве, вызванные процессами глобализации.
С актуальными докладами на Пленарном заседании выступили ведущие российские ученые: Волегжанина Ирина Сергеевна, д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (Новосибирск) с докладом на тему: «Новый подход к раскрытию понятия «коммуникация» в рамках обучения иностранным языкам»; Кащук Светлана Михайловна, д. п. н., профессор, заведующий кафедрой иностранных языков, Факультет государственного управления, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» с докладом на тему: «Новый подход к раскрытию понятия «коммуникация» в рамках обучения иностранным языкам»; Чусовлянова Светлана Викторовна, к.социол.н., доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск с докладом на тему: «Понимание категорий адекватности и эквивалентности при обучении профессионально-ориентированному переводу»; Исаева Татьяна Евгеньевна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Иностранные языки» ФГБОУ ВО РГУПС с докладом на тему: «Совместная деятельность преподавателей и обучающихся по изучению иностранных языков в цифровом пространстве: конфликт поколений или их сотрудничество?»; Зенкова Татьяна Андреевна, к.п.н., доцент, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону; доклад «Цифровые технологии в спортивной индустрии»; Охотников Александр Васильевич, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону; доклад «Предложения по созданию открытой цифровой экосреды университета».
В ходе Пленарного заседания и работы секций участники мероприятия не только успешно обменялись опытом, но и представили свои конструктивные предложения о направлениях, формах и результатах работы, обсудили инновационные подходы к организации высшего образования.
Начиная с 2003 г. силами кафедры «Иностранные языки» проводится Международная научно-практическая конференция «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Из-за ситуации с пандемией COVID-19 5 июня 2020 г. Пленарное заседание 17-ой конференции состоялось с дистанционном режиме. В работе приняли участие 54 ученых из России, Турции, Венгрии, Армении и Южной Кореи.
С приветственным словом к участникам обратился д.т.н., профессор Гуда Александр Николаевича председатель оргкомитета конференции, проректор по научной работе РГУПС.
С большим интересом участники конференции заслушали выступления Голобородько А.Ю., д.полит.н., директора Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»; Бермуса А. Г., д.пед.н., профессора, заведующего кафедрой образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Быкасовой Л.В., д.пед.н., профессора кафедры общей педагогики, Таганрогский институт имени А.П. Чехова по теоретическим и практическим вопросам организации подготовки педагогических кадров и оценке научно-исследовательской деятельности университетских преподавателей.
Разные подходы к проблеме оценивания многоаспектной деятельности преподавателей университетов прозвучали в выступлениях Григораша Олега Владимировича, д.т.н., профессора, заведующего кафедрой «Электротехники, теплотехники и возобновляемых источников энергии» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар) и Исаевой Татьяны Евгеньевны, д.пед.н., профессора, заведующего кафедрой «Иностранные языки» ФГБОУ ВО РГУПС.Актуальные проблемы становления и развития профессиональной компетентности будущего инженера в научно-образовательном комплексе университета были затронуты в докладе Волегжаниной И.С., к.пед.н., доцента ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (Новосибирск).
Особенно значимым с точки зрения методики обучения иностранным языкам и эмоциональным слушатели признали доклад Кащук С.М., д.пед.н., заведующего кафедрой иностранных языков Факультета государственного управления, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», которая поделилась опытом внедрения учебников-гибридов по французскому языку в период дистанционного обучения и использования новых технологий мотивации обучающихся вуза к занятиям в условиях самоизоляции.
Все участники конференции получили Сертификаты. По результатам конференции издан Сборник трудов, в который вошли 72 статьи, подготовленные 92 авторами.