Размер: A A A
Контраст: A A

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

30-е годы. Становление

Подготовка инженеров-энергетиков в РГУПС имеет давние традиции. Еще в далеком 1929 г., при создании нашего вуза, были организованы две группы по специальности «Стационарная теплотехника» и «Теплоэнергетика». В 1930 г. были созданы кафедры «Тепловые двигатели» (зав. кафед-рой Н.В. Петровский), «Тепловое хозяйство» (зав. кафедрой В.И. Федоровский), «Электротехника» (зав. кафедрой А.Г. Белявский).

Весь коллектив преподавателей и студентов активно трудился на строительстве энергетического факультета, заложенного летом 1929 г. по проекту В.Н. Наумычева в стиле конструктивизма. Необходимо отметить, что этот стиль был одним из ведущих архитектурных языков в довоенном СССР, являвшийся логическим продолжением модерна, отбросившего классический подход в архитектуре.

Здание факультета в 35 году

В 1932 г. было открыто теплотехническое отделение и произошло перераспределение кафедр. Кафедра «Тепловые двигатели» преобразова-на в «Двигатели внутреннего сгорания»; «Тепловое хозяйство» в «Котельные и теплосиловые установки». Кроме этого, были созданы новые кафедры: «Термодинамика и паровые двигатели» (зав. кафедрой В.И. Ор-лов) и «Теплофикация и вентиляция» (зав. кафедрой В.И. Воронин).

Первый выпуск 40 инженеров-теплоэнергетиков состоялся в 1932 г. Из них остались в вузе В.Г. Крупа-Задонский, впоследствии проректор института и А.А. Жданов – декан механического факультета, начальник института в годы Великой Отечественной войны.

После 1932 г. наш институт начал специализироваться на выпуске инженеров механического профиля, и в 1934 г. теплотехническое отделение было закрыто. Однако в это же время в еще недостроенном здании, под руководством Н.В. Петровского, началось оборудование лаборатории двигателей внутреннего сгорания (машинного зала) и в последующие годы появились новые лаборатории: технологии топлива, воды и смазки и уникальная по своему составу лаборатория контрольно-измерительных приборов.

Лаборатория топлива, воды и смазки

Несмотря на сравнительно небольшой срок существования теплотех-ническое отделение оставило заметный след в истории. С 1932 по 1937 г. был выпущен 181 инженер, сложились и затем получили дальнейшее раз-витие основные направления научно-исследовательской работы кафедр теплотехнического цикла.

1945 г. Рождение факультета

Осенью 1944 г. по возвращении из эвакуации руководство института обратилось в ГУУЗ МПС с ходатайством о восстановлении энергетической специальности. Это разрешение было получено в январе 1945 г., и с 7 февраля начались занятия на новом факультете.

Деканом был назначен И.Р. Герцык, который 21 год руководил факультетом.

Picture

Герцык Иосиф Рафаилович (1945-1966)

В первые годы учебный процесс вели две кафедры «Теплотехника» (зав. кафедрой И.Р. Герцык) и «Электротехника» (зав. кафедрой А.Ф. Гикис) по специальностям «Энергоснабжение», «Электрические железные дороги» и «Теплоэнергетика».

Коллектив рос: в 1945 г. обучалось 100 студентов, в 1947 г. – 359.

Официально в 1948 г. состоялся первый выпуск 68 энергетиков.

С сентября 1949 г. начинаются занятия в восстановленном корпусе энергетического факультета.

50-е годы. Новый этап развития

В 50-х годах прошлого века факультет вступает в новый этап разви-тия. Увеличивается количество студентов, появляются новые специально-сти, кафедры. В эти годы защитили кандидатские диссертации С.А. Мал-кин, И.М. Мишкович, В.А. Соломенников, Н.Г. Михайличенко.

В 1950 г. на факультете обучалось 404 студента. Кафедра «Электро-техника» разделилась на две: «Электрические станции и сети» (зав. кафед-рой Е.М. Пухов) и «Теоретические основы электротехники» (зав. кафедрой А.И. Каплан).

В 1951 г. кафедра «Теплотехника» была реорганизована: появились две новые – «Теплосиловые станции и котельные установки» (зав. кафед-рой И.Р. Герцык) и «Теоретические основы теплотехники и тепловые дви-гатели» (зав. кафедрой Б.М. Якуб).

В 1953 г. открывается аспирантура у профессора Б.П. Татаринова и начинается планомерная подготовка научных кадров по специальности «Теплотехника».

В эти годы на кафедре «Электрические станции и сети» начали свою научно-педагогическую деятельность кандидаты технических наук, доцен-ты В.А. Глебов и Е.П. Фигурнов. В конце 50-х годов кафедра активно включается в подготовку и проведение электрификации Северо-Кавказской ж.д. Доцент Е.П. Фигурнов принял деятельное участие в разработке плана электрификации, в определении условий эффективной эксплуатации элек-тровозов. Доцент В.В. Пупко по заказу Новочеркасского электровозо-строительного завода провел испытания полупроводниковых устройств на электровозах.

Под руководством Б.М. Якуба ученые кафедр в содружестве с «Ро-стовэнерго» и «Ростовэнергоремонтом» разработали научные рекоменда-ции по улучшению эксплуатационных свойств турбин и котлов для ГЭС Кавказская и Каменской ТЭЦ.

60-е годы

В 1960 г. энергетический факультет отметил свою 15-ю годовщину. За эти годы факультет стал одним из ведущих. На нем обучалось 553 сту-дента. К этому времени для народного хозяйства подготовлено 1055 высококвалифицированных специалистов. Многие выпускники стали крупными руководителями, ведущими учеными и специалистами.

С 1960 г. факультет начал подготовку специалистов по промышленной теплоэнергетике и электрическим машинам. С 1961 г. – по электрифи-кации железных дорог.

В 1961 г. кафедра «Электрические станции и сети» была разделена на две: «Электрические машины и аппараты» (зав. кафедрой В.А. Глебов) и «Электротехника и электроснабжение» (зав. кафедрой В.В. Пупко). В этом же году создается новая кафедра «Техника безопасности» (зав. ка-федрой Н.Г. Михайличенко) (в 1965 г. преобразована в «Охрану труда»).

В 1963 г. кафедра «Электротехника и электроснабжение» была реорганизована и образовались кафедры: «Электроснабжение электрических дорог» (зав. кафедрой Е.П. Фигурнов) и «Теоретические основы электро-техники и автоматики» (зав. кафедрой В.В. Пупко).

В 1965 г. создается новая кафедра «Автоматизация и электрифика-ция железнодорожных предприятий» (зав. кафедрой Г.М. Каялов).

С 1966 г. факультетом руководил В.Ф. Фурсенко.

Picture

Фурсенко Василий Федорович (1966-1969)

к-т техн. наук, профессор

70-е годы. Два факультета

В эти годы деканом энергетического факультета был избран Д.Л. Палецкий.

В состав энергетического факультета входили кафедры: «Тепловые станции и котельные установки», «Теоретические основы теплотехники», «Тепловые двигатели», «Электрические машины и аппараты», «Охрана труда», «Физика».

Picture

Самсонов Юрий Яковлевич (1969-1970 гг.)

к-т техн. наук, доцент, с 1970-1980 гг. руководил фак. ЭЖД

Picture

Палецкий Дмитрий Лукич (1970-1980 гг.)

к-т техн. наук, доцент

Бурный рост техники потребовал более четкой специализации инже-нерных кадров. В связи с этим в 1970 г. был организован новый факультет «Электрификация железных дорог» (ЭЖД). Факультетом ЭЖД руководил Ю.Я. Самсонов.

В состав факультета ЭЖД вошли кафедры: «Теоретические основы электротехники», «Электроснабжение электрических железных дорог», «Автоматизация и электрификация ж.д. предприятий» и вновь организо-ванная кафедра «Электроподвижной состав» (зав. кафедрой Т.А. Тиби-лов).

Надо сказать, что, как показала история, жизнь этих двух факульте-тов тесно связана. Их общие истоки, традиции и успехи неразделимы!!!

В это время, как никогда, был высок авторитет научно-педагогического состава и выпускников-энергетиков.

80-е годы

В эти годы факультет динамично развивался, продолжал расти его авторитет. Одновременно на двух родственных факультетах обучалось до 1000 студентов. Впервые дипломные проекты начинают выполняться с применением ЭВМ.

В 80-е годы энергетическим факультетом руководил Б.В. Ворожбитов, а ЭЖД – В.И. Федоров.

Picture

Ворожбитов Борис Васильевич (1980-1991 гг.)

к-т техн. наук, доцент;

Picture

Федоров Валерий Иванович (1980-1991 гг.)

к-т техн. наук, доцент, декан фак. ЭЖД

Между факультетами всегда было здоровое соперничество в науке, спорте, художественной самодеятельности.

Как признание научного авторитета факультета было открытие от-раслевой лаборатории при кафедре «Электроснабжение электрических железных дорог» (зав. кафедрой Е.П. Фигурнов) и ОНИЛ «Криогенная техника на ж.д.» (научный рук. Э.К. Сакаев). Наибольший объем НИР вы-полняли кафедры под руководством Е.П. Фигурнова. Неоднократно на ВДНХ СССР номинировались работы наших ученых.

МПС СССР определило РИИЖТ головным вузом по двум направлениям, реализуемым на факультете: электроподвижной состав (ремонт и со-здание новых электровозов и электропоездов) и электроснабжение (эксплуатация, обслуживание и создание АСУ).

В этот период большую роль в объединении науки с производством сыграл проректор по научной работе, зав. кафедрой «Электрические ма-шины и аппараты» А.Л. Курочка. Он являлся автором создания на пред-приятиях СКЖД, НЭВЗе, ВэлНИИ и РЭРЗе филиалов кафедр РИИЖТа.

1986 г. вошёл в историю как начало глобальных социально-экономических перемен в стране, ознаменовавших трудный для неё период. Менялась и система высшего образования. Наряду с углубленной фундаментальной подготовкой студентов, усилением материально-технической базы, решались также и задачи демократизации управления вузом и учебного процесса. Научно-педагогический состав факультета активно участвовал в этом процессе.

90-е годы

Сложный этап в жизни не только факультета, но и всей страны. В 1991 г. факультеты объединились. Это было второе рождение энергетического факультета.

В этот непростой период факультетом руководили М.Ю. Тупченко (1991-1996 гг.) и А.Л. Быкадоров (1996-2011 гг.).

В состав факультета входят пять кафедр: «Автоматизированные системы электроснабжения», «Теплоэнергетика на ж.д. транспорте», «Электрические машины и аппараты», «Теоретические основы электротехники», «Физика».

Picture

Тупченко Михаил Юрьевич (1991-1996 гг.)

к-т техн. наук, доцент

На тот момент потенциал факультета по-прежнему был высок. В учебном процессе принимали участие 74 преподавателя, из них 85 % имели ученые степени, 87 % ученые звания, среди них 5 академиков отраслевых академий, один заслуженный деятель науки и техники РСФСР, 12 докторов наук.

Picture

Быкадоров Александр Леонович (1996-2011 гг.)

д-р техн. наук, профессор

Студенты активно привлекались к научным разработкам кафедр, выполняли реальные дипломные проекты. Эта работа неоднократно отмечалась именными стипендиями Президента и Правительства России, призовыми местами на конкурсах различного уровня.

На факультете большое внимание уделялось духовно-нравственному и физическому воспитанию студенческой молодежи.

Настоящее время

В настоящее время высококачественное обучение студентов обеспечивает современное оборудование учебных и научно-производственных комплексов, уникальные лаборатории по изучению систем электроснабжения, теоретических основ электотехники и теплотехники.

На факультете сохранены лучшие традиции, характерные для советской высшей школы.

Студенческий строительный отряд факультета в 2011 г. признан лучшим по производственным показателям на Олимпийских стройках г. Сочи, в 2014 г. награжден знаменем как лучший отряд на стройках РосАтома.

Что касается физического воспитания, то наши студенты являются чемпионами по баскетболу, волейболу, футболу, шахматам и являются базой сборных команд университета.

На должном уровне духовно-нравственное воспитание. Студенты стали номинантами различных творческих и интеллектуальных конкурсов, олимпиад и традиционных межфакультетских фестивалей художественной самодеятельности и творчества.

На факультете проводятся научно-практические конференции, по результатам которых у студентов есть возможность публикации своих исследований и как результат их успехи на научных форумах различного уровня. Ряд обучающихся имеет патенты РФ.

Студенты факультета получают именные стипендии Президента и Правительства РФ, Президента ОАО «РЖД», Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, Стипендию Мира ОАО «Башнефть», Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ».

В рамках программ международного обмена преподаватели и студенты проходят стажировки в зарубежных вузах-партнерах Чешской Рес-публики, Словакии и Польши.