Объект исследования. Системы автоматизации железнодорожного транспорта относятся к сложным, характеризуемым следующими свойствами: слабо структурированные, нестационарные, высоко зашумленные объекты. Попытка их совершенствования в направлении: «механизация, автоматизация, автоматическое управление» оказалась вследствие этого тупиковой. Решение проблемы видится в создании интеллектуальных систем, накапливающих данные и знания в процессе своей деятельности, использующие формализованный опыт операторов и диспетчеров.
Цель исследования. Создание транспортных систем, обеспечивающих необходимый уровень безопасности и качества перевозочного процесса при его максимальной эффективности.
Разрабатываемые темы-проекты.
1. Управление технологическими процессами на сортировочных горках (СГ).
2. Системы поддержки и принятия решений (СППР) на сортировочных станциях (СС).
3. Системы мониторинга и управления искусственными сооружениями (ИС) на железнодорожном транспорте (мосты, туннели, эстакады, высотные здания и другие ответственные сооружения).
4. Управление инновационным процессом в отрасли.
5. Системы подготовки и переподготовки кадров для отрасли.
Существующий задел.
- Разработана методология и математический инструментарий формирования портфеля инновационных проектов хозяйствующих субъектов отрасли (отрасли в целом, дорог, отдельных предприятий). Исполнители Лябах НН., Денисов А.В.
- Внедрены подсистемы интеллектуального функционирования в системы автоматизации СГ, СППР СС. Исполнители: Шабельников А.Н., Лябах Н.Н., Соколов В.Н., Одикадзе В.Р., Рогов С., Сарьян А.С.
- Создан действующий макет интеллектуальной системы мониторинга вибраций железнодорожного моста. Исполнители: Шабельников В.Н., Ковалев С.М., Денисов А.В.
- Разработаны методические материалы и инструментарий оценки качества процесса обучения и профессиональной квалификации преподавателей. Исполнители: Лябах Н.Н., Карпенко Е.
- Издан комплекс учебно-методических, научных материалов по теме. Исполнители: Гуда А.Н., Бутакова М.А., Иванченко В.Н., Лябах Н.Н., Шабельников А.Н.
Все указанные направления обеспечены научной и методической литературой, комплексом статей, актами о внедрении результатов.
Основные результаты отражены в многочисленных грантах и программах. Например, в рамках утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России 2002 – 2010 годы», подпрограмма «Железнодорожный транспорт», в течение последних лет велась по программе «Фундаментальные и поисковые научно- исследовательские работы», выполняемой по заказу Департамента Технической политики ОАО «РЖД» по следующим тематикам: «Методология исследования и синтеза информационно- управляющих систем железнодорожного транспорта на основе теории массового обслуживания» (2003 г., № 680/28 от 28.05.2003); «Автоматизация железнодорожных комплексов (сортировочных станций): проблемы моделирования и управления» (2004 г., № 535/770 от 7.09.2004); «Методы и средства контроля и диагностирования устройств железнодорожной автоматики и связи» (2005 г., № 835/312 от 24.06.2005), раздел «Модели и методы обработки информации в контрольно-диагностическом комплексе (КДК) устройств сортировочной станции»); «Обработка информации в подсистемах и устройствах комплексной системы автоматизированного управления сортировочным процессом (КСАУ СП)» (2006 г.). В настоящее время реализуется грант РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) «Создание нового класса методов описания темпоральных образов в базах данных временных рядов и их приложение к задачам поиска знаний» (2009-2010 годы), руководитель д.т.н., профессор Лябах Н.Н.
Соисполнители проектов:
Кафедра информатики РГУПС, заведующий кафедрой д.т.н., профессор Гуда А.Н.
Ростовский филиал НИИ автоматизации и связи (РостФ НИИАС), руководитель д.т.н., профессор Шабельников А.Н.
Кадровое обеспечение. Доктора наук – 6 (Бутакова М.А., Гуда А.Н., Иванченко В.Н., Ковалев С.М., Лябах Н.Н., Шабельников А.Н.), кандидаты наук – 8, аспиранты – 5 человек.
Руководители направления: д.т.н., профессор Лябах Н.Н., д.т.н., профессор Ковалев С.М.