Эффективным направлением в обеспечении долговременной стабильности железнодорожного пути является усиление конструкции пути, для чего предлагаются покрытия с применением органических вяжущих в подбалластной зоне пути, стрелочных переводов.
Конструктивно покрытия в уровне ОП с использованием органических вяжущих устраиваются:
- посредством полива уплотненного (старогоднего) слоя балластного материала битумом;
- в виде битумогеосинтетического покрытия (в уровне ОП): геотекстиля по слою битума;
- в виде щебнеасфальтового покрытия (автодорожного типа): распределение асфальтоукладчиком, уплотнение катком;
- в виде асфальтового покрытия (литой асфальтобетонной смесью): распределение машиной Cocher (без асфальтоукладчика и уплотнения катком).
Технология устройства покрытий ОП хорошо совмещается с выполнением технологических операций работ при капитальном ремонте и реконструкции пути.
Покрытия комплексно реализуют функции:
- разделительного слоя, что исключает загрязнение балласта подстилающим грунтом, выплески и выпор грунта;
- армирующего слоя с равномерным распределением нагрузки и снижением напряжений (напряженно- деформированного состояния) до 30%;
- обеспечивают гидроизоляцию, гидрофобность, которые исключают избыточное увлажнение грунтов подбалластной зоны атмосферными осадками в 2—4 раза, повышают модуль деформации грунта в 1,6—1,8 раза;
- усиливают грунтовую среду ПБЗ благодаря высокому модулю деформации грунта и самого покрытия (150—200 МПа и более);
- регулируют (уменьшают) величину упругих осадок, динамические воздействия подвижного состава и износ элементов пути.
Окупаемость удорожания путевых работ 4—6 лет.
Метод усиления пути покрытиями с использованием органических вяжущих является наиболее эффективным при капитальном ремонте и реконструкции пути для тяжеловесного и высокоскоростного движения поездов, обеспечивает долговременную стабильность железнодорожного пути.
Кафедра «Путь и путевое хозяйство»
Руководители – д.т.н., проф. Грицык В.И., к.т.н. Окост М.В.
pph@kaf.rgups.ru