1. Для автономного подвижного состава
Назначение
Использование СПИН на автономном подвижном составе (тепловозы, дизель-поезда и т.п.) позволяет: снизить расход топлива и установленную мощность дизель-генераторного агрегата (или иного первичного теплового двигателя), повысить экологичность за счет организации работы дизель-генератора в неизменном и наиболее экономичном (с точки зрения потребления топлива) режиме – номинальном и обеспечить рекуперацию энергии торможения для последующего ее использования в тяговых режимах.
Разработка
Разработана конструкция и рассчитаны основные технические характеристики СПИН для тепловозов.
Основные технические характеристики СПИН различной энергоемкости
Параметр |
Ед. изм. |
Тип тепловоза |
||||
Маневровый |
Магистральный, |
|||||
одной секции |
8-осного вагона |
|||||
Энергоемкость, МДж |
||||||
100 |
200 |
50 |
410 |
1000 |
||
Масса полная (СПИН в сборе) |
т |
28,8 |
48,9 |
16,6 |
108,0 |
103,0 |
Габариты криостата: |
м |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
2,9х2,9 |
Материал сверхпроводника |
- |
Nb-Ti |
Nb-Ti |
Nb-Ti |
Nb-Ti |
Nb3Sn |
Максимальная индукция |
Тл |
4,9 |
7,0 |
7,0 |
7,0 |
7,3 |
Ток |
кА |
1,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
7,0 |
Суммарная мощность |
Вт |
35,5 |
50 |
18,5 |
75 |
288,7 |
Запас хладагента (жидкого гелия) |
л |
100 |
120 |
65 |
200 |
160 |
Конструкция СПИН энергоемкостью 100 МДж (Ф-образный вариант)
план |
поперечное сечение |
Разработана оригинальная схема силового преобразователя для встраивания СПИН в электрическую передачу мощности автономного локомотива.
Экспериментальные исследования:
Проведены испытания физической модели энергосиловой установки маневрового тепловоза со СПИН (в сотрудничестве со специалистами РНЦ «Курчатовский институт»).
Экспериментальны исследования подтвердили работоспособность и эффективность предложенных технических решений конструкций и алгоритмов функционирования.
Эффективность:
Использование бортового СПИН позволяет получить годовую экономию топлива: 30—35% — для маневрового тепловоза и 8—12% - для магистрального тепловоза; уменьшить установленную мощность дизель-генератора маневрового тепловоза и дизель-поезда по сравнению с базовой моделью в 2...3 раза.
2. Для систем электроснабжения тяговых и нетяговых потребителей
Назначение
- в системе тягового электроснабжения (на тяговых подстанциях — ТП): стабилизация напряжения на нагрузке (в контактной сети); стабилизация мощности (тока), потребляемой из системы внешнего электроснабжения; обеспечение рекуперации электроэнергии от электроподвижного состава через контактную сеть в СПИН;
- в системах электроснабжения нетяговых потребителей (центры управления перевозками, вычислительные центры, терминалы, логистические центры) — повышение качества электроэнергии за счет обеспечения бесперебойности питания и фильтрации помех питающей сети.
г |
|
Магнитная система СПИН на 30 МДж тороидальной конструкции с равномерным распределением энергии в объёме: а) форма магнитной системы СПИН; б) форма и в) разрез одного сектора магнитной системы; г) фото изготовленного сектора экспериментальный образца СПИН |
Достоинства: отсутствие полей рассеяния, транспортабельность в железнодорожных габаритах, секционирование обмотки, косвенный способ охлаждения обмотки, возможность аварийного сброса энергии без использования балластных сопротивлений.
Разработаны оригинальные схемы силовых преобразователей для связи СПИН с системой тягового электроснабжения.
Разработка:
Разработана конструкция и рассчитаны основные технические характеристики СПИН для систем энергоснабжения тяговых и нетяговых потребителей.
Технические характеристики перспективных СПИН
Параметр |
Размерность |
Значение |
|
Система электроснабжения |
- |
тяговая |
нетяговая |
Тип обмотки |
Тороид с распределенной обмоткой |
||
Энергоемкость |
кВт*ч (МДж) |
1000 (3600) |
27,7 (100) |
Максимальная мощность |
МВт |
300 |
8,3 |
Число секторов тороида |
штук |
48 |
12 |
Внешний диаметр обмотки |
м |
6 |
2,1 |
Высота обмотки |
м |
6 |
1,2 |
Диаметр криостата |
м |
7,5 |
2,6 |
Высота криостата |
м |
10 |
2,6 |
«Холодная» масса обмотки |
т |
250 |
4,3 |
Экспериментальные исследования:
В сотрудничестве со специалистами РНЦ «Курчатовский институт» и ФГУП ГНЦ РФ «ТРИНИТИ» по заданию ОАО «РЖД» изготовлен и испытан экспериментальный образец СПИН энергоёмкостью 1,5 МДж (0,42 кВт*ч) на постоянный ток до 10 кА при напряжении до 5 кВ.
Экспериментальные исследования подтвердили работоспособность и эффективность предложенных технических решений.
Эффективность:
Экономический эффект от применения СПИН достигается за счет: уменьшения затрат на покупку электроэнергии; снижения ущерба от перерывов электроснабжения и некачественного электроснабжения.
Научно-исследовательский и испытательный центр «Криотрансэнерго»
Руководитель - Носков В.Н.
nvn_nis@sci.rgups.ru, centrkte@rgups.ru