Мой прадед Шкориненко Николай Степанович
Двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года началась трагическая страница истории нашей Родины — Великая Отечественная война. На фронт уходили чьи-то сыновья, мужья, отцы... В тылу оставались, в основном, женщины, дети и старики. Не было такой семьи, которой не коснулось безжалостное крыло войны. Мою семью война тоже не обошла стороной. Я хочу рассказать о своем прадедушке.
Шкориненко Николай Степанович родился 12 мая 1912 года в селе Юдино Новочеркасского р-на Ростовской области. В 1930 году окончил школу авиационных механиков и пошел добровольно в ряды Красной Армии в Летное училище города Ейска. В 1932 г. окончил училище и был послан для прохождения дальнейшей службы в г. Новочеркасск. Там он летал на самолете Р5 разведчик. И однажды при взлете самолета заглох мотор, и он упал. В 1933 г. в госпитале, после выздоровления демобилизовался по здоровью. В 1938 г. участвовал на Дальнем Востоке в военных действиях против японцев. Был в истребительном авиаполке. Обслуживал «Чайки» и «И-16». Был ранен в лицо. В 1941 в апреле забран на переподготовку в 230-й авиаполк. На самолете СБ скоростной бомбардировщик, механик, после переподготовки возвращался домой, но домой не попал, в дороге застала война в г. Новочеркасске. Мобилизован на войну 22. 06. 1941 года в 230-й авиаполк авиамехаником. Он пошел в 81-й авиационный бомбардировочный полк, который 24 июня направлялся на фронт. Прилетели в г. Кировоград и отсюда начались военные будни. Ни днем, ни ночью не знали отдыха.
Самолеты улетали по 3-4 раза на линию фронта и тыл врага. Бомбили переправу, железнодорожные мосты. Редко бывало, чтобы прилетали без потерь. Люди редели и техника тоже. Мессера однажды обстреляли аэродром, и в прадедушкиной эскадрильи вышли из строя стрелки радисты. Ему, старшему механику, пришлось вылетать на задание. А задание было бомбить скопление вражеских войск в районе Житомира. С заданием справились, но когда возвращались на свою базу, попали под шквальный огонь зениток врага. Самолет с хвостовым номером 5 стал отваливать в сторону. Командиру корабля Саркисьяну перебило обе ноги, штурману прострелили руку. Подана команда прыгать, высота 1000-1200 метров. Но Саркисьян набрался сил, мужества и пошел на посадку. С трудом, но машина была посажена в рожь. Выскочили к кабине летчика, вытащили из кабины, положили в фюзеляж, стали оказывать помощь, и в этот момент из леса начали выбегать немцы с собаками. Прадедушка Коля, недолго думая, сел на место летчика, захлопнул фонарь и полный газ. Машина тронула, набирая скорость, взлетела все выше и выше. Перелетели фронт, пришли к своему аэродрому и пошли на посадку. С трудом машина посажена. 5-ку посчитали погибшей, все высыпали на взлетное поле и скорая помощь. Вынесли командира Саркисьяна, вышел штурман и открылся фонарь. Из кабины летчика вылез Шкориненко Николай Степанович сам не свой, рад за все и за всех, и за посадку, и за взлет, и за спасение товарищей от гитлеровских стервятников. Прадедушке объявлена командиром полка благодарность и командование представить к награде.
В скорее перебазировались в г. Мелитополь. Через 6 дней на аэродром налетели до сотни бомбардировщиков. Крепко побили машины и многих ранили солдат. Прадедушка пришел в себя в 320 госпитале города Ташкента.
После тяжелой контузии выздоровел и был направлен в 330 полк в станице Крымской на Кубани, который действовал в Новороссийске и Керченском проливе. После госпиталя было авиационное училище. Механик звена и военный склад №10, техник- механизатор. Закончилась служба 20 декабря 1947 г.
У прадедушки были награды:
1.Орден Отечественной войны второй степени.
2. Медаль за Победу над Германией.
3. Медаль за доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.
4.Медаль – 20 лет Победы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
5. Медаль – 50 лет вооруженных сил СССР.
Умер прадедушка Коля 3 октября 1993 года.
Я горжусь своим прадедом.
Из архива:
Шкориненко Николай Степанович (1912-1993гг.):
Шкориненко Николай Степанович родился12 мая 1912 года в селе Юдино Новочеркасского р-на Ростовской области. Курсант Ейской школы пилотов с августа 1931 по февраль 1933 г. Мобилизован на войну 22. 06. 1941 года в 230-й авиаполк авиамехаником. С июля 1941 года полк № 81 Дальний бомбов. авиаполк – авиамеханик старший сержант. С 1942г. по 1944 год – развед. авиаполк – механик звена. С 27 мая 1944 года – военный склад № 10 – техник-механик. Общая тяжелая контузия в январе 1943 г. участвовал в боях под Тирасполем июнь-сентябрь 1941г., под Киевом и Кировоградом.
Демобилизован на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года. С января 1946г. по декабрь 1947 г. служил сверхсрочно – военный склад №10 – начальник отдела перевозок.
Имеет награды: «Орден Отечественной войны второй степени № 2810050», « Медаль за Победу над Германией», « Медаль за доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг», «Медаль – 20 лет Победы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», «Медаль – 50 лет вооруженных сил СССР». После войны работал вулканизаторщиком в Ёлкинском Совхозе. Умер 3 октября 1993 года.