Кафедра "Управление эксплуатационной работой"

Заведующий кафедрой: д.т.н., проф. Зубков Виктор Николаевич

Адрес: 344038, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

Аудитория: Г207

Телефон: +7 (863) 272-64-44, +7 (863) 272-62-40

Email: uer@rgups.ru

Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015

Краткая история

Кафедра была организована в 1950 году и имела первоначальное название "Организация движения поездов" и с учетом требований времени в 1988 году переименована в "Управление эксплуатационной работой" (УЭР).

Первым заведующим кафедрой был канд. техн. наук, доцент Шагун Михаил Фёдорович (с 1950 по 1951 гг.). В последующем кафедрой заведовали:

  • канд. техн. наук, доц. Глухов Константин Петрович с 1951 - 1953 гг.,
  • канд. техн. наук, доц. Богачев Алексей Иванович с 1953 - 1959 гг. и с 1962 - 1973 гг.
  • канд. техн. наук, доц. Федин Елисей Григорьевич с 1959 - 1962 гг.,
  • канд. техн. наук, доц. Покавкин Владимир Алексеевич с 1973 - 1974гг.,
  • доц. Макаров Николай Васильевич с 1974 - 1977 гг.,
  • канд. техн. наук, доц. Отпущенников Владимир Иванович с 1977-1987 гг.,
  • канд. техн. наук, доц. Дашков Михаил Григорьевич с 1987 - 1988 гг.,
  • док. техн. наук, проф. Зубков Виктор Николаевич с 1988 г. по настоящее время.

Преподаватели кафедры УЭР, 1980 г.

Выпускаемые специальности

23.05.04 - Эксплуатация железных дорог

Специализации:

  • Магистральный транспорт;
  • Грузовая и коммерческая работа;
  • Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта;
  • Транспортный бизнес и логистика.

Педагогический состав кафедры

Учебную и научную работу на кафедре сегодня ведут 12 штатных преподавателей и 5 внешних совместителей:

  • Зубков В.Н. - зав. кафедрой, докт. техн. наук, профессор;
  • Колобов И.А. - канд. техн. наук, доцент, декан факультета УПП;
  • Чеботников В.А. - канд. техн. наук, доцент;
  • Мусиенко Н.Н. - канд. техн. наук, доцент;
  • Солоп И.А. - канд. техн. наук, доцент;
  • Веревкина О.И. - канд. техн. наук, доцент;
  • Тимошек И.Н. - канд. техн. наук, доцент;
  • Рязанова Е.В. - канд. техн. наук, доцент;
  • Чеботарева Е. А. - канд. техн. наук, доцент;
  • Бакалов М.В. - доцент;
  • Егорова И.Н. - доцент;
  • Кравец А. С.- доцент;

Внешние совместители:

  • Черняев А.Г. - канд. техн. наук, доцент;
  • Тимошек С.А.- доцент;
  • Рязанов Н.А. - доцент;
  • Чеботарев В.В.- доцент;
  • Скрипников И.Н.-доцент.

29 сентября 2011 года на заседании диссертационного совета Д 218.010.01 при РГУПС проф. Зубков В.Н. защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и методология организации местной работы на припортовой железной дороге».

Ученые степени и ученые звания имеют 75 % от общего числа штатных преподавателей.

Над докторскими диссертациями работают канд. техн. наук, доцент Рязанова Е.В и канд. техн. наук, доцент Чеботарева Е.А. Завершают кандидатские диссертации Егорова И.Н., Бакалов М.В., Кравец А.С.

Преподаватели кафедры УЭР, 2014 г.

Учебная работа кафедры

На кафедре читается более 30 специальных дисциплин. Среди них:

  • Управление эксплуатационной работой.
  • Математическое моделирование перевозочного процесса железных дорог.
  • Организация работы операторских компаний и экспедиторских фирм.
  • Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
  • Технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.
  • Малозатратные технологии перевозочного процесса.

Материально-техническую базу кафедры составляют:

  • Лаборатория «Управление движением поездов»

Создана в 1961 году и переоснащена в 1986 и 2017 годах, размещена в аудитории Г-213. Предназначена для обучения, тренировок и проверки знаний как студентов, обучающихся по специальности «Эксплуатация железных дорог», так и оперативного персонала хозяйства перевозок ОАО «РЖД» при их переподготовке. На занятиях отрабатываются практические действия дежурно-диспетчерского аппарата в условиях взаимодействия с работниками смежных подразделений: локомотивной службы и службы электроснабжения при организации движения поездов.

Студенты, исполняющие роли дежурных по станциям и поездных диспетчеров по кругу своих обязанностей взаимодействуют между собой и с работниками смежных служб.

Для отработки и совершенствования навыков и умений работы поездных диспетчеров и дежурных по станциям в нормальных и экстремальных ситуациях в лабораторном комплексе используются имитационные тренажеры ДСП/ДНЦ: двухпутного и однопутного участков с автоблокировкой и полуавтоблокировкой на перегонах.

Программно-информационный комплекс имитационного тренажера позволяет моделировать движение поездов и локомотивов, выполнять технологические операции с поездами, составами и локомотивами (например, подачу и уборку вагонов на подъездные пути и с подъездных путей и другие операции). Студент, в процессе обучения, имеет возможность тренироваться в выполнении операций по приему и отправлению поездов в нормальных условиях и при неисправностях устройств, отрабатывает порядок действий при их устранении.

Позволяет моделировать движение поездов, маневровую работу на двухпутных, однопутных участках железных дорог, оборудованных различными техническими средствами в условиях нормальной работы и возникновения нестандартных ситуаций.

Обучение проводится в диспетчерском зале с рабочими местами, оборудованными компьютерами, объединенными локальной вычислительной сетью, средствами связи и нормативными документами для ведения контроля, учета и отчетности, предусмотренными должностными обязанностями с целью полной имитации реально действующих рабочих мест. Использование в учебном процессе имитационных тренажеров позволит повысить скорость принятия решения и исключить неправильные действия оперативных работников в нештатных ситуациях, сократить время молодого специалиста на апробацию в реальных условиях его работы на производстве.

Имеется три диспетчерских круга и 12 рабочих мест дежурных по станциям, моделирование движения поездов осуществляется на имитационном тренажере с использованием современных средств диспетчерской централизации и информационных технологий в учебном процессе.

Для задания неисправности преподаватель использует функцию «Экспресс-вводная», выбирает объект (светофор, стрелку, изолированный участок), задает тип их неисправностей, условия возникновения, время начала действия неисправностей. В процессе тренировки отрабатывается порядок действий ДСП в нестандартных ситуациях в условиях взаимодействия с работниками смежных подразделений и с заполнением соответствующей документации. Так, например, в интеллектуальном тренажере заполнение журнала ДУ-46 при невозможности открытия сигнала при приеме поезда, происходит следующим образом: ДСП нажимает правую клавишу на неисправном объекте, и выбирает пункт «Неисправность». Далее в окне «Устранение неисправности» в поле «Текст записи» делает соответствующую запись о неисправности: «Светофор Н не открывается при правильно приготовлен­ном маршруте. ДСП Иванов» и нажимает на кнопку «Занести в журнал». Таким образом, эта запись будет зафиксирована в Журнале осмотра. Далее для оповещения в поле «Работники служб» выбираются причастные работники соответствующих служб, которым ДСП сообщает о неисправности объекта, нажимая на кнопку «Сообщить». В результате в поле «Порядок действий» в режиме он-лайн появляются записи с указанием времени сообщения каждому причастному работнику .

В интеллектуальном тренажере в ходе работы на экране появляются доклады причастных работников соответствующих служб. После ознакомления с содержанием доклада, ДСП нажимает на кнопку «Подписать», при этом сообщение фиксируется в Журнале осмотра.

Имеется три диспетчерских круга, моделирование движения поездов на которых осуществляется тренажерами с использованием средств диспетчерской централизации (ДЦ) трех типов: ДЦ Сетунь, Круг, Дон.

Если ДСП не согласен с содержанием доклада, то он нажимает на кнопку «Закрыть», при этом причастный работник не будет производить дальнейших работ. Для осуществления постоянного контроля за движением поездов, а также для последующего анализа работы участка ДНЦ обязан лично контролировать ведение графика исполненного движения, который выводится на монитор в электронном виде.

В лаборатории управления работой станции им. Ильина В.И. (ауд. В-204) размещен действующий макет, представляющий участок железной дороги, на котором расположено восемь железнодорожных станций, оснащенных современными средствами СЦБ и связи.

Для того чтобы будущий специалист надежно обеспечивал безопасность в таких си­туациях, нужны не только знания порядка действий, но, главное, устойчи­вые умения и навыки безопасной работы. Вырабатывать навыки и умения можно только тренировками, проводить которые в производственных ус­ловиях невозможно. Искусственно создавать аварийные ситуации на станциях для отработки навыков безаварийной работы нельзя, так как это связано с принудительным вмешательством в работу действующих устройств, что само по себе чревато нежелательными последствиями.

В связи с этим, например, в РГУПС рассматривается возможность проведения занятий с операторами сортировочных горок Северо-Кавказской железной дороги на горочном тренажере с целью повышения их квалификации, что вызвано наличием большого количества нарушений режима безопасного роспуска составов поездов. Основное внимание уделено работе оператора на первой тормозной позиции, которая обеспечивает интервальное торможение вагонов, и служит для создания промежутков между отцепами для перевода остряков разделительных стрелок.

В учебном процессе используется тренажер «Оператора сортировочной горки» на базе 3 D графики, позволяющий моделировать процесс роспуска вагонов, управления вагонными замедлителями на тормозной позиции сортировочной горке. Используя тренажер горочного комплекса, который основан на применении технологий компьютерного моделирования реальных условий расформирования составов на сортировочной горке, отрабатываются действия оператора в нормальных условиях и нештатных ситуациях.

Горочный оператор, управляющий процессом роспуска, должен оперативно оценить внезапные отклонения от нормального хода работы и в считанные секунды принять корректирующее действие, а выбор правильного решения зависит от степени его подготовленности.

Использование в процессе обучения горочного тренажерного комплекса приближает проведение занятий к реальным условиям, повышает скорость принятия решения в нестандартных ситуациях, минимизирует потери от недостатка опыта, значительно сокращает время отработки навыков на реальном объекте после обучения на тренажере, позволяет улучшить качество подготовки студента по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог», сократить время стажировки молодых специалистов в производственных условиях.

Для отработки и совершенствования навыков и умений работы оперативного персонала сортировочной станции в нормальных и экстремальных ситуациях в лабораторном комплексе РГУПС «Управление движением поездов» используется комплексная автоматизированная система подготовки оперативных работников, которая позволяет моделировать работу сортировочной станции и отраба­тывать навыки и умения управления на любом рабочем месте: дежурного по парку приема (ДСПП), дежурного по горке (ДСПГ), дежурного по парку формирования (ДСПФ), дежурного по парку отправления (ДСПО), операторов СТЦ. Студенты, исполняющие роли работников сортировочной станции (ДСПП, ДСПГ, ДСПФ, ДСПО, операторы СТЦ), принимают поезда, организуют их обработку, расформирование, накопление, формирование и отправление поездов, своевременную подачу-уборку вагонов на пункты погрузки и вы­грузки. Студенты, исполняющие роли руководителей станции (ДС и его заместители) следят за работой своих «подчиненных», при необходимости оказывают им помощь с целью выполне­ния сменных заданий с наилучшими показателями. Участники перевозочного процесса взаимодействуют между собой с соблюдением установленного регламента переговоров и действий на сортировочной станции. Применение тренажерного комплекса в процессе обучения способствует повышению безопасности при выполнении поездной и маневровой работы на сортировочной станции и уровень личной безопасности её работников.

Специализированный кабинет-лаборатория для выполнения научных исследований, курсовых и дипломных проектов.

Задача проведения лабораторных работ – получение практических навыков при нормальных и нестандартных ситуациях в движении поездов.

Оснащение лабораторий кафедры вычислительной техникой обогащает сложившуюся методику обучения, способствует внедрению в учебный процесс более рациональных интенсивных методов, повышает компьютерную грамотность студентов, позволяет использовать электронные библиотечные системы, интернет при выполнении студентами научно-исследовательских работ, курсовых и дипломных проектов.

Эксплуатируется и совершенствуется учебно-лабораторный комплекс «Виртуальная железная дорога». Подготовка студентов на этом комплексе идет в два этапа. На первом этапе обучающиеся проводят занятия на тренажерах, повышающий их уровень знаний по своей основной специальности.

На втором этапе выполняется ролевая игра в условиях взаимодействия всех основных участников перевозочного процесса.

Такой подход к подготовке и переподготовке кадров дает возможность студентам наработать профессионально-значимые навыки работы для использования в производственной деятельности.

Основные направления научных исследований

Совместно с Северо-Кавказской дирекцией управления движением кафедра «УЭР» сосредоточила свой научный потенциал на решение актуальных комплексных проблем, стоящих перед железнодорожным транспортом в целом и перед дорогой в частности. К ним относятся:

В 2008 году совместно с кафедрой «ЛУТС» выполнена хоздоговорная тема «Оптимизация организации управления местной работой Северо-Кавказской железной дороги в условиях роста объема перевозок», которая внедрена на Северо-Кавказской дороге и в лаборатории «Логистический центр».

В 2011 году кафедра совместно с ОАО «НИИАС» выполнила хоздоговорную работу на тему «Переход на новую технологию управления движением грузовых поездов по расписанию на опытных полигонах», результаты и методика которой использованы на сети дорог, в дипломных проектах студентов факультета УПП.

В 2013 году нами по заказу Северо-Кавказской дирекции управления движением выполнена работа на тему: Разработка технологии Диспетчерского центра управления перевозками в условиях подготовки и проведения Олимпиады «Сочи-2014».

В 2014 году кафедра совместно с ОАО «НИИАС» выполняет тему: «Разработка системы организации взаимодействия ОАО «РЖД» с морскими портами с использованием прогрессивных логистических технологий». Главная задача, поставленная перед нами, заключается в реализации логистических технологий по всей логистической цепочке от производителя до потребителя с целью повышения эффективности работы железной дороги и обслуживаемых портов.

В 2015 году по заказу ОАО «РЖД» была выполнена работа на тему: «Оценка допустимого риска безопасности движения для диспетчерских участков на сети железных дорог ОАО "РЖД» .

В 2016 году была выполнена тема « Разработка методики оценки рисков в области функциональной безопасности движения на инфраструктуре ОАО "РЖД"

В 2016-2017 годах выполнена НИР на тему «Разработка разделов ЕТП работы железнодорожного пути необщего пользования оператора морского терминала ОАО «Туапсинский морской торговый порт» и станции примыкания Туапсе-Сортировочная» и НИР «Оказание услуг по проведению факторного анализа рисков нарушений безопасности движения по приоритетным направлениям на полигоне СКЖД».

В 2017 году была выполнена тема: «Оказание услуг по проведению факторного анализа рисков нарушений безопасности движения по приоритетным направлениям полигона Северо-Кавказской железной дороги».

В 2018 году была выполнена тема «Оказание услуг по проведению расширенного факторного анализа рисков нарушений безопасности движения за первое полугодие 2018 года с разработкой мероприятий по снижению аварийности и апробацией на линейных подразделениях Ростовского региона управления хозяйства пути»

Преподавателями кафедры подготовлено и издано более 630 научных трудов. Среди них за последние годы 84 учебных пособий и 7 монографий:

«Теория и методология организации местной работы в условиях концентрации управления перевозками на базе информационных технологий». Авторы В.Н. Зубков, И.Н. Филатов, Е.А. Чеботарева.

«Управление местной работой: теория, методология, инструментарий». Автор В.Н. Зубков.

«Развитие системы управления экспортными перевозками в железнодорожно-морском сообщении на базе логистических и информационных технологий». Авторы А.Г. Черняев, Е.А. Чеботарева, Д.А. Ломаш.

«Развитие системы управления экспортными перевозками в железнодорожно-морском сообщении на базе логистических и информационных технологий». Авторы А.Г. Черняев, Е.А. Чеботарева, Д.А. Ломаш.

«Организация мультимодальных перевозок с участием железнодорожного транспорта в транспортной системе Юга России». Автор Е.В. Рязанова. Год издания: 2017 г.

Чеботарева Е.А., Солоп И.А., Бакалов М.В. Новый уровень образования: монография / [авт. кол.:] Современные технологии подготовки специалистов в области эксплуатации железнодорожного транспорта. Глава 6. – Одесса, 2018 – Стр. 70-88.

«Перспективные технологии на железнодорожном транспорте». Авторы: В.Н. Зубков, Н.Н. Мусиенко, Е.В. Рязанова, А.Г. Черняев. Год издания: 2019 г.

Среди учебных пособий следует отметить пособие «Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов» авторы В.Н. Зубков, Н.Н. Мусиенко, занявшее в 2017 году 1 место в конкурсе научных изданий, а так же пособие 2019 года «Повышение эффективности перевозочного процесса на железнодорожных направлениях» авторы: В.Н. Зубков, И.А. Солоп, Е.А. Чеботарева, О.И. Веревкина.

В научной работе ежегодно участвуют 30-40 студентов третьего-пятого курсов, которые докладывают результаты своих исследований на студенческих конференциях, а также используют в дипломных и курсовых проектах, научных статьях.

Производственная практика студентов проводится на передовых предприятиях Северо-Кавказской и смежных дирекций управления движением соседних дорог, работающих по прогрессивной технологии, с высоким уровнем механизации и автоматизации рабочих мест.

Среди выпускников кафедры видные руководители различных рангов:

  • первый заместитель Министра путей сообщения – Ильин В.И.;
  • заместитель Министра путей сообщения – Сиденко А.Я.;
  • генеральный директор «Укрзализныци» – Болоболин С.П.;
  • генеральный директор ОАО «Федеральная грузовая компания» – Евдокименко В.М.;
  • председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества – Кучеренко П.Г.;
  • первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги - Филатов И.Н.;
  • начальник Дирекции управления движением Приволжской железной дороги – Ламанов А.Я.
  • заместитель начальника Федеральной грузовой компании – Токаев Ш.И.;
  • начальники железных дорог – Котляренко Ф.М., Безрукавенко В.А., Чернов И.Н., Ломоносов В.А., Черничкин В.А., Цуркан И.В.;
  • первый заместитель начальника Северо-Кавказской Дирекции управления движением – Говоруха С.А.
  • первый заместитель начальника службы корпоративной информатизации – Тер-Мануилов В.И.
  • начальник Северо-Кавказскойрегиональной службы развития пассажирскихсообщений и предоставления доступа к инфраструктуре – Поспелова О.В.
  • начальник логистического центра Северо-Кавказской Дирекции управления движением – Кудряшов К.В.
  • начальник диспетчерского центра управленияперевозкамиСеверо-Кавказской Дирекции управления движением – Крамаренко В.И.
  • заместитель начальника Северо-Кавказской дороги по Краснодарскому территориальному управлению – Щербаков А.В.
  • начальник ростовского ЦОРС Северо-Кавказской дирекции управления движением – Мамаев Т.Э.
  • начальник дирекции пассажирских обустройств - Руднева Л.А.
  • начальник Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – Оганесян В.В.;
  • заместители начальников дорог – Серебряков О.Н., Сидоренко В.Т., Ерошенко А.И., Шапошников М.П., Жуков В.А., Иваницкий Н.М., Фельдман В.М., Галатин М.П. и др.;
  • начальники крупных железнодорожных станций - Березюк Н.Н., Ручкин В.И., Гончаров А.А., Абрамушкин И.В., Яковлев В.А., Кривошеев В.А., Колобов О.И., Окипний С.Л.;
  • д.т.н., профессор ПГУПС – Ефименко Ю.И.;
  • д.т.н., профессор МИИТ – Иловайский Н.Д.

Ряд выпускников работают начальниками и заместителями начальников служб движения, начальниками станций других дорог. Кафедра стремится больше внимания уделять освоению новой вычислительной техники и информационным технологиям отечественных и зарубежных дорог, чтобы студент мог свободно пользоваться банком данных Интернет, АСОУП, АСУСС и др. для планирования и управления перевозками на базе принципов транспортной логистики.