Кафедра теоретической механики РИИЖТа создана с момента образования института в 1929 году.
Первым заведующим кафедрой был профессор, доктор прикладной математики Дмитрий Никанорович Горячев. Он родился 3 ноября 1867 г. в г. Перми в семье служащего. Обучался в Пермской гимназии, после окончания ее в 1885 г. поступил на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Еще будучи студентом, Дмитрий Горячев проявлял склонность к научным исследованиям в области механики. На него обратил внимание новый в то время университетский преподаватель Н.Е. Жуковский, который начал преподавать механику в Московском университете с 1886 г.
Под влиянием научного руководителя Д. Горячев пишет свои первые студенческие работы. За одну из них в 1888г., написанную на заданную тему - "Определение продолжительности удара упругих тел", он был награжден университетской серебряной медалью.
В 1889 г. Д. Горячев оканчивает университет с дипломом первой степени. В этом же году по представлению профессора Н.Е. Жуковского он был оставлен в университете "для приготовления к профессорскому званию" по кафедре механики. В 1891 г. он публикует работу "О дисковых метательных снарядах", а в 1892 г. успешно сдает магистерские экзамены, дававшие право на самостоятельное преподавание в высших учебных заведениях. В декабре 1892 г. он назначается приват-доцентом Императорского Московского университета, а в 1898 г. приглашается для чтения курсов высшей математики и механики в Императорское Московское высшее техническое училище на механическом и химическом факультетах.
В период с 1895 по 1896 г. Д.Н. Горячев публикует работы, а в 1899 г. в Московском университете состоялась защита его магистерской диссертации. По результатам защиты он утверждается в ученой степени магистра прикладной математики. Им были написаны учебники для реальных училищ: "Основания анализа бесконечно малых", "Основания аналитической геометрии на плоскости". Каждый из них выдержал более 10 изданий. В 1909 г. за написанные учебники ему была присуждена половина Большой премии имени Петра Великого. За свою успешную научную и педагогическую деятельность и за выслугу лет по службе он производится в чин Статского советника по Министерству просвещения.
В 1909 г. он был избран экстраординарным профессором кафедры механики Варшавского университета, а в 1915 г. переехал в г. Ростов-на-Дону вместе с коллективом Варшавского университета. Д.Н. Горячев участвовал в создании Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ, в настоящее время − Ростовский государственный университет путей сообщения), где работал первым заведующим кафедрой "Теоретическая механика"– с 1929 по 1944 гг. Кроме того, с 1923 г. он по совместительству работает профессором кафедры механики Донского политехнического института (в настоящее время-Южно-Российский государственный технический университет, г. Новочеркасск), где участвует в открытии авиационно-технических специальностей на механическом факультете и создании лаборатории аэродинамики. Он участвовал и в организации новых вузов Ростовского политехнического института и Ростовских высших женских курсов.
Широкую известность приобрело высокое лекторское мастерство Дмитрия Никаноровича. Его учебные и научно-популярные лекции отличались доступностью и ясностью изложения, образностью и неизменной содержательностью. Всего за время своей активной трудовой деятельности Д.Н. Горячев опубликовал около 40 научных трудов. По выслуге лет и за безупречную службу, за научные и педагогические заслуги он был награжден несколькими орденами Российской империи.
Дмитрий Никанорович Горячев скончался 10 июня 1949 г. в Ростове и похоронен на братском кладбище.
В 1931 г. после окончания физико-математического факультета Ростовского госуниверситета на кафедру приходит ассистентом Зильберман Я.С. В 1937 году он избирается на должность доцента. В 1942 г. после эвакуации института Яков Семенович становится заведующим кафедрой теоретической механики и заведует ею до 1956 г. Научное направление доцента Зильбермана Я.С. - разработка метода приведенных ускорений для исследования механизмов. По этой тематике в 1958 г. им была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук.
Во время Великой Отечественной войны в начальный период эвакуации института с 9.12.1941 г. по 6.04.1942 г. кафедрой заведовал д-р.техн.наук, профессор Рабцевич А.В. а с 1.05.1942 г. по 1.12.1942 г. - Кислик Д.А.
В 1956 г. заведующим кафедрой был избран доцент Евсюков В.П. Круг его научных интересов связан с исследованиями в области автотормозов и динамикой тягового привода электровоза. Многие годы под его руководством кафедра сотрудничала с Новочеркасским электровозостроительным заводом в вопросах совершенствования привода, динамикой его воздействия на путь, перспективными разработками опорно-рамной подвески двигателя, повышением работоспособности и надежности привода и оптимизацией его параметров. Всеволод Павлович Евсюков заведовал кафедрой до 1973 г., когда его на этой должности сменил Николай Иванович Попов. Он занимался научной работой в области теории упругости и строительной механики (предельное состояние неопределенных арок).
В разные годы на кафедре работали Кореневский В.И., Оборотов И.П. (ставший позже деканом механико-математического факультета РГУ), Салтамов Т.В., Кротов В.П., Абрамова Н.М., Черняк И.М. (долгие годы проработавший деканом электромеханического факультета), Рубцов К.К., Шепелев Б.З., Вильданов Г.Г., Ю.А. Евдокимов (известный специалист в области трения, износа и смазки) и другие.
В 1968 г. на кафедру пришли выпускники РИИЖТа Вишневецкий Г.И. и Фроянц Г.С., которые успешно занимались исследовательской работой, связанной с динамикой электровоза ВЛ-80. Фроянц Г.С. разрабатывает методику исследования автоколебаний в тяговом приводе электровоза при боксовании и в 1973 г. защищает кандидатскую диссертацию по этой тематике. Исследованию динамических усилий, возникающих в приводе локомотивов при некоторых тяжелых режимах работы электровозов посвящены исследования Вишневецкого Г.И., который в 1975 защищает кандидатскую диссертацию на тему: "Исследование влияния износов тяговой зубчатой передачи на надежность работы привода локомотива".
В 1978 г. кафедру возглавил доцент Фроянц Г.С., проработавший в этой должности до 1985 г, когда заведующим был избран доцент Вишневецкий Г.И.
Несколько ранее с целью пополнения состава кафедры преподавателями с университетским образованием на кафедру были приняты выпускники механико-математического факультета РГУ Румянцев А.Н. (в 1975 г.), Иваночкин П.Г. и Шехов В.П. (в 1976 г.). Круг их научных интересов связан с проблемами теории упругости, в частности с контактными задачами вязкоупругости и трибологии, вопросами теории толстых плит.
Примерно в это же время на кафедру были приняты выпускники РИИЖТа Мирошниченко В.Г. и Верескун В.Д. Удачное сочетание молодых сотрудников кафедры с техническим образованием и с университетским образованием способствовало дальнейшему развитию кафедры.
С 1987 г возглавляет кафедру Владимир Иванович Колесников - доктор технических наук, профессор, академик Российской академии наук.
Имя Колесникова Владимира Ивановича широко известно специалистам в области механики, трения и износа металлополимерных трибосистем и композиционных материалов.
В.И. Колесников окончил в 1966 году физический факультет Ростовского государственного университета, а в 1992 году - Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. В 1975 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в 1987 году - доктора технических наук. С 1991 года - член-корреспондент РАН, а с 2003 года - академик РАН по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, транспорт».
В.И. Колесниов является известным ученым и организатором науки в области технологии, трения и износа металлополимерных материалов. Основным направлением его научной деятельности является создание принципиально новых износостойких композиционных материалов, разработка методики и теории синтеза высоких технологий и оптимизации сложных процессов в трибосистемах с целью повышения надежности и ресурса работы машин, механизмов и оборудования.
В рамках этого направления разработаны теоретический (на основе теории регуляризации сингулярных возмущений) и экспериментальный (на основе применения поверхностных акустических волн Рэлея) методы определения структуры температурного поля в пограничной области фрикционного контакта. Такой подход позволил сформулировать принципы управления физико-химическими процессами при трении и создать целый класс новых высокоэффективных композиционных полимерных материалов фрикционного и антифрикционного назначения, конструкций, технологических процессов, а также разработать на них необходимую техническую документацию и внедрить в производство.
На базе руководимого ректором В.И. Колесниковым Ростовского государственного университета путей сообщения совместно с Институтами проблем механики РАН и Институтом машиноведения им. А.А. Благонравова РАН созданы научно- исследовательские лаборатории «Трибология и материалы» и «Проблемы техногенной безопасности и трибологической надежности транспортных объектов и систем», а также совместно с Южным научным центром РАН - лаборатория «Транспорта, энергетики и новых композиционных материалов». Для выполнения научных исследований, связанных с разработкой и созданием принципиально новых композиционных материалов фрикционного и антифрикционного назначения на базе университета был создан научно-исследовательский центр «Нанотехнологии», оснащенный самым современным оборудованием.
Огромную научно-педагогическую работу в университете Владимир Иванович Колесников сочетает с общественной деятельностью. Он является членом Экспертного Совета по транспорту Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, председателем трех диссертационных советов, членом бюро Межведомственного научного совета по трибологии Российской академии наук, членом бюро Научного совета РАН по проблемам машиноведения и технологических процессов, председателем Российского национального комитета по трибологии, председателем редакционного совета журнала «Трение и смазка в машинах и механизмах», членом редакционных коллегий журналов «МНТЖ Трение и износ», «Известия вузов. Северо-Кавказский регион», «Вестник Всероссийского научно- исследовательского института железнодорожного транспорта» и редактором журнала «Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения».
За успехи в научно-педагогической и производственной деятельности В.И. Колесников награжден орденом почета (2006г.), памятной медалью «Патриот России» (2010г.), отраслевой Памятной медалью имени П.П. Мельникова, медалью русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени (2005г.), медалью русской Православной церкви Св. Благоверного князя Даниила Московского (2010г.), удостоен званий «Почетный железнодорожник», «Почетный машиностроитель», «Почетный работник транспорта России», «Лучший изобретатель Дона», «Почетный гражданин города Ростова-на-Дону».
В.И. Колесников – лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования в 2002 году за цикл трудов для технических вузов «Научное, учебно-методическое и организационное обеспечение подготовки инженерных и научных кадров в области триботехники (трения, износа и смазки)».
Под его руководством защитили кандидатские диссертации сотрудники кафедры Иваночкин П.Г. («Контактные задачи для двухслойного вкладыша радиального подшипника скольжения с учетом износа и тепловыделения от трения» в 1991 г.), Мясникова Н.А. («Адгезионное взаимодействие на границах раздела твердых тел» в 1996 г.), Сычев А.П. («Создание антифрикционных износостойких композиционных материалов для тяжелонагруженных узлов трения подвижного состава» в 1995). В период с 2000г. под его руководством успешно защитили докторские и кандидатские диссертации Нахимович И.А. (2000г.), Алексенко В.М. (2000г.), Елманов И.М. (2001г.), Трубицина Н.А.(2003г.), Суворова Т.В. (2004г.), Задорожный А.И. (2004г.), Потеха В.Л. (2005г.), Досов Л.Г. (2005г.), Корниенко Б.Н. (2006г.), Марченко С.И. (2006г.), Флек Б.М. (2006г.), Иваночкин П.Г.(2009г.) и др.
Под руководством В.И.Колесникова научная группа кафедры проводит исследования и разработки по следующим основным направлениям:
- создание новых износостойких полимерных композиционных материалов для узлов трения подвижного состава, разработка основ управления структурой и фрикционными характеристиками таких материалов;
- разработка и создание смазочных композиций с экономичными и экологически безопасными нанокластерными присадками для тяжелонагруженных трибосопряжений;
- исследования тепловых процессов, температуры и температурного градиента в зоне фрикционного контакта и зависимости от них физико-механических и трибологических характеристик материалов, оптимизация сложных процессов в трибосистемах с целью повышения надежности и ресурса работы машин, механизмов и оборудования;
- разработка принципиально нового способа лубрикации трибосистемы колесо-рельс путем нанесения на боковую грань головки рельса многослойного антифрикционного нанострутурированного покрытия;
- изучение закономерностей распределения легирующих и примесных элементов при металлополимерном трибосопряжении с целью ослабления влияния сегрегации элементов на границах зерен металла и, как следствие, его охрупчивания и разрушения.
Принципиально новые экспериментальные методы исследования нанотолщин и наноструктурных элементов нанопленок, развитые в последнее время и имеющиеся в Ростовском государственном университете путей сообщения, позволяют проводить эти исследования на высоком научном уровне.