Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015
Краткая история
Свою историю кафедра «Путь и путевое хозяйство» ведет с 1975 г. Именно в этом году был дан старт началу подготовки инженеров в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТе) по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» (290900). Первым заведующим кафедрой был избран канд. техн. наук, доцент Давид Георгиевич Эрадзе.
С 1976 г. состав кафедры пополнили: канд. техн. наук, доц. В.И. Грицык, (прибывший из УрЭМИИТа); канд. техн. наук, доц. Г.С. Айвазян (был главным инженером Службы пути СКЖД); доц. Ф.М. Муравьев; выпускники РИИЖТа кандидаты технических наук Е.Н. Зубков, А.А. Солдатов, Ю.А. Вулих, С.П. Крашенинников; преподаватели Л.С. Исакова, О.Е. Гурова, С.А. Владимиров, Г.В., Карпачевский, И.А. Курилина.
В 1977 г. состоялся первый выпуск 75-ти инженеров по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Председателем государственной экзаменационной комиссии был проф. Фришман М.А., который дал высокую оценку уровню подготовки выпускников.
В 1986 г. заведующим кафедрой избран д-р техн. наук, профессор Новакович В.И. (переведенный с Львовской железной дороги, где он был главным инженером Службы пути). В 2002 году кафедру возглавил д-р техн. наук, профессор Щербак П.Н., с 2013 по 2017 год кафедрой руководил канд. техн. наук, доцент Залавский Н.И., а с 2017 по 2023 год канд. техн. наук, доцент Карпачевский Геннадий Владимирович. С 2023 года кафедру возглавляет д-р техн. наук, доцент Шаповалов Владимир Леонидович.
За прошедший период кафедрой выпущено около 3000 инженеров, многие из которых стали крупными руководителями структур путевого хозяйства.
C 01.01.2011 г. ведется набор по специальности:
- 23.05.06 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» (Специализация «Управление техническим состоянием железнодорожного пути»).
Основные направления научных исследований:
- Устройство, укладка, содержание и ремонт бесстыкового пути.
- Повышение стабильности объектов земляного полотна.
- Совершенствование элементов конструкции верхнего строения пути.
Ученые кафедры выполнили 25 хоздоговорных научно-исследовательских работ, в том числе по приказам ОАО "РЖД", опубликовали 7 монографий, более 30 учебных пособий, одобренных УМУ и 63 методических указания.
На кафедре функционирует аспирантура по специальности 2.9.2 «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог».
Результаты научной работы кафедры отражены более чем в 450 статьях, опубликованных в различных изданиях и доложенных на Российских и Международных конференциях. Работы проф. В.И. Новаковича внедрены в Технических Указаниях и инструкциях по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути, утвержденных ОАО "РЖД".
По итогам научной работы на всей сети дорог Российской Федерации внедрены сверхдлинные рельсовые плети.
Результаты научных работ кафедры широко используются в лекциях по дисциплинам «Железнодорожный путь», «Строительство железных дорог», «Технология, механизация и автоматизация работ по техническому обслуживанию железнодорожного пути», «Организация, планирование и управление техническим обслуживанием железнодорожного пути».
Информация
Кафедра располагает лабораториями «Технология путевых работ», «Метрология и диагностика», «Железнодорожный путь», которые оснащены современным оборудованием. При лаборатории «Технология путевых работ» имеется полигон с уложенным стрелочным переводом и различными конструкциями верхнего строения пути.
В рамках реализации программы взаимодействия ОАО «Российские железные дороги» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта на кафедре реализован проект - брендированный тренажерный комплекс «Путейский класс», поставленный ОАО «РЖД».
При обучении студентов применяется мультимедийное оборудование, позволяющее использовать современные информационные методы обучения и контроля знаний.
Кафедра осуществляет подготовку студентов-целевиков рабочим профессиям с присвоением квалификационного разряда, что позволяет прохождение студентами производственной практики на предприятиях путевого хозяйства Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Приволжской железных дорог с предоставлением оплачиваемых рабочих мест.