Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015
История кафедры
Кафедра «Тяговый подвижной состав» (ТПС) образовалась в сентябре 2018 года решением учёного совета университета путем слияния двух кафедр: «Локомотивы и локомотивное хозяйство» и «Электрический подвижной состав».
Кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство» (ЛЛХ) находилась у истоков нашего университета, поскольку выпускала специалистов базовых для того времени специальностей: механических и теплотехнических.
Первым заведующим кафедрой «Паровозы», на базе которой создана кафедра ЛЛХ, был известный ученый, крупный специалист в области паровозостроения, один из ярких представителей южной школы паровозников профессор Б.И. Карчевский. Он сумел подобрать лучших на тот период специалистов и создать из них коллектив единомышленников.
Первый выпуск 14 инженеров-механиков, подготовивших дипломные проекты на кафедре, состоялся в 1931 году. В 1935 году под руководством профессора Н.Э. Штраля были подготовлены первые специалисты-тепловозники.
В послевоенные годы параллельно с выпуском инженеров- конструкторов по паровозам и вагонам, нашим институтом, учитывая перспективы технической реконструкции железнодорожного транспорта, начата подготовка специалистов по новым видам тяги. С 1947 года небольшими группами выпускались инженеры-тепловозники. В 1949 году в учебные планы были введены курс «Электроподвижной состав» и курсовое проектирование по электровозам.
В 1965 году электровозное отделение общественного научно- исследовательского института электрификации и энергетического хозяйства, в задачу которого входило изучение, обобщение и широкое распространение опыта по электрификации СКЖД, планирование и проведение научно- исследовательских работ и внедрение их результатов на предприятиях дороги, возглавил профессор Д.Э. Карминский. В эти годы на кафедре «Конструкция и ремонт локомотивов» (впоследствии «Локомотивы») сложилась научная школа по автотормозам, конструкции и динамике локомотивов, в основе которой лежали многолетние научные эксперименты и исследования сотрудников кафедры под руководством д-ра техн. наук, профессора Д.Э. Карминского.
Приказом по институту от 14 июля 1970г. была организованна самостоятельная кафедра "Электрический подвижной состав" на базе учебных дисциплин кафедры "Конструкция и ремонт локомотивов", по которым велась подготовка специалистов по электрическому подвижному составу, с сентября1970 г. Возглавил ее талантливый ученый, педагог и воспитатель молодежи д-р технических наук, профессор Т.А. Тибилов. В этом же году кафедра вошла в состав нового факультета РИИЖТа – "Электрификация железных дорог".
В1975 г. кафедра пополнялась новыми опытными преподавателями. На кафедру пришли канд. техн. наук доц. Л.М. Гороховиков, канд. техн. наук, ст. преподаватель А.Г. Оганесьянц, канд. техн. наук, ассистент Р.Х. Уразгильдеев, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник А.И. Пинчук, которые стали вести цикл дисциплин, связанных с теорией электрической тяги, ремонтом и эксплуатацией электровозов.
В 1976 году кафедры «Локомотивы» и «Эксплуатация локомотивного хозяйства» объединяются в одну кафедру «Локомотивы и локомотивное хозяйство» во главе с д-ром техн. наук, профессором Д.Э. Карминским. В период работы на кафедре докторские диссертации защитили А.Я. Александров, А.С. Гордеев, Н.А. Малозёмов, Т.А. Тибилов, В.Н. Кашников, Л.В, Балон, Волков И. В. Сейчас кафедру возглавляет канд. техн. наук, доцент Богославский А.Е.
Коллектив кафедры «Тяговый подвижной состав», сохраняя преемственность и традиции, накопленные за девяностолетний период ее работы, активно ищет новые формы и методы совершенствования учебной и научной деятельности. Выпускники кафедры работают на всех железных дорогах России и стран Содружества.
Объектами профессиональной деятельности наших выпускников являются: производство, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт локомотивов. Многие из них занимаются изучением методов и средств повышения надёжности и долговечности узлов локомотивов, разработкой проектной и нормативно-технической документации, изготовлением, сборкой и испытанием новых образцов локомотивов. Все выпускники распределяются на предприятия железнодорожного транспорта. Коллектив кафедры постоянно следит за судьбой и профессиональным ростом своих выпускников. При кафедре имеется аспирантура и магистратура.
Особенностями содержания учебных программ являются внедрение в образовательный процесс информационных технологий, методологий компьютерного и физического моделирования. При изучении всех дисциплин используется современная вычислительная техника. Кафедра располагает пятью тренажерными комплексами. Все аудитории кафедры оснащены мультимедийными комплексами, позволяющими активно использовать интерактивные обучающие материалы.
Кафедра «Тяговый подвижной состав» активно участвует в повышении квалификации руководителей и специалистов СКЖД, других дорог и железнодорожного транспорта в целом. Занятия проводятся в соответствии с планами, утверждёнными ОАО "РЖД" и СКЖД.
Выпускаемые специальности:
- 23.05.03 «Подвижной состав железных дорог»;
- специализация «Локомотивы»;
- специализация «Электрический транспорт железных дорог»;
- специализация «Высокоскоростной наземный транспорт»;
Обучение проводится по следующим формам:
- очная (продолжительность 5 лет);
- заочная (5,8 лет).
Педагогический состав кафедры:
Профессоров – 2. Доцентов – 19
Основные направления научных исследований
Подготовка специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук ведется кафедрой по специальности 05.22.07 "Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация", по которой в университете имеются специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций: К 218.010.01 и Д 218.010.01
Научная работа кафедры «Тяговый подвижной состав» направлена на решение актуальных проблем, стоящих перед ж.-д. транспортом. Особое внимание уделяется повышению безопасности движения, улучшению динамических характеристик, сцепных свойств, тягово- энергетических показателей локомотивов, ресурсосберегающим технологиям, что способствует повышению конкурентоспособности ж.-д. транспорта в современных рыночных условиях.
Информация
Кафедра располагает девятью учебными лабораториями с современным оборудованием, натурными моделями систем локомотивов, компьютерной техникой, измерительными и регистрирующими приборами, а также мультимедийными средствами воспроизведения информации, которые широко используются при проведении занятий по всем дисциплинам.
На кафедре создана и успешно используется в учебном процессе студентами и преподавателями локальная компьютерная сеть. Компьютеры кафедры также подключены к глобальной сети INTERNET. Для исследований и разработок, проводимых на кафедре, привлекаются студенты. Результаты научных исследований студентов регулярно докладываются на научно- технических студенческих конференциях. Ведутся работы по созданию еще одной мультимедийной лаборатории «Организация эксплуатации локомотивов и локомотивное хозяйство» с тренажерным комплексом "Локомотивное депо".
Большое внимание в университете уделяется приобретению студентами профессиональных навыков, получаемых при прохождении производственной практики. В качестве баз производственной практики обычно используются линейные предприятия Северо-Кавказской и других железных дорог России. В последние годы студенты нашей специальности часто выезжают на производственную практику в другие государства в рамках международного обмена.
Практическое обучение представляет собой составную часть образовательного процесса, играет важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов и обязательно для исполнения всеми студентами. Главная цель практики – закрепление и расширение знаний, полученных студентами в процессе обучения в высшем учебном заведении, на основе глубокого изучения работы предприятия – базы практики, овладение профессиональными и, в том числе, передовыми методами труда и управления. Практические навыки, полученные во время практики, помогают молодым специалистам после окончания вуза в короткие сроки адаптироваться к конкретной работе на предприятиях всех форм собственности, вне зависимости от профиля их деятельности. Помимо достижения главной цели, практика позволяет железнодорожным предприятиям решать производственные задачи компенсации сезонной нехватки персонала, возникающей из-за отпусков и увеличения объема работы в летнее время. В период прохождения практики студенты на предприятиях имеют реальную возможность зарекомендовать себя как молодые специалисты с последующим трудоустройством на предприятии. Необходимо также отметить, что в период реформирования железнодорожной отрасли практика студентов является связующим звеном между предприятиями и университетом. Она позволяет оперативно корректировать содержание и методы обучения в соответствии с изменениями в технологиях и методах управления на производстве и транспорте.
Наша специальность одна из самых разносторонних железнодорожных специальностей университета. Сегодня всем нашим выпускникам присваивается квалификация специалист (инженер путей сообщения). Полученные теоретические знания и практические навыки предоставляют широкие возможности трудоустройства, не только после получения диплома, но и в процессе обучения. Специальность открывает реальную перспективу для деловой, государственной, научной и политической карьеры. По окончании университета Вам предлагается работа на предприятиях транспорта и в других отраслях производства.