Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015
Краткая история
История кафедры "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" начинается с 1970 года, когда на Эксплуатационном факультете был проведен первый набор 75 студентов для обучения по специальности "Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте". Через два года для проведения занятий по дисциплинам новой специальности в составе кафедры "Станции и узлы" была сформирована группа преподавателей под руководством кандидата технических наук, доцента Стриж Н.И. В октябре 1972 г. была организована кафедра "Автоматика, телемеханика и связь", которую возглавил доктор технических наук, профессор Явна А.А. Первый выпуск инженеров путей сообщения-электриков на кафедре состоялся в 1975 г. В том же году произошло разделение кафедры. Самостоятельной стала кафедра "Связь на железнодорожном транспорте", а кафедра "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте" получила свое нынешнее название.
Подготовка выпускников
Кафедра является выпускающей по специальности:
23.05.05 "Системы обеспечения движения поездов",
специализация "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте", квалификация выпускника – инженер путей сообщения
Учебная деятельность кафедры
Преподаватели кафедры проводят занятия на факультетах Информационные технологии управления, Энергетическом и Управление процессами перевозок, ведется подготовка по программам повышения квалификации специалистов ОАО «РЖД» и по рабочей профессии «Электромонтер СЦБ».
Педагогический состав кафедры
В настоящее время штатными преподавателями кафедры являются 1 профессор, 7 доцентов, 2 старших преподавателя, 2 ассистента. Кроме того, внутренними и внешними совместителями являются 2 профессора, 9 доцентов, 1 старший преподаватель, 3 ассистента.
Преподаватели, имеющие ученую степень: 3 доктора наук и 14 кандидатов наук;
Основные направления научных исследований и прикладных разработок
Разработка и внедрение микроэлектронных систем диспетчерского управления движением поездов и систем релейно- процессорной централизации.
Исследование и разработка методов автоматизации интеллектуальной поддержки технологических процессов в интегрированных системах управления, контроля и диагностирования на железнодорожном транспорте.
Проведение испытаний для целей сертификации технических средств железнодорожного транспорта.
Научные подразделения кафедры
1. Научно-исследовательская лаборатория «Системы диспетчерского контроля и управления»
Научный руководитель – Долгий Игорь Давидович, д.т.н., профессор, зав. лабораторией – Кулькин Станислав Александрович, к.т.н., ведущий научный сотрудник. Лаборатория оснащена современной компьютерной техникой, измерительными приборами, аппаратурой для проведения испытательных и пуско-наладочных работ, имеет лицензии на проектирование аппаратно-программных средств, проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ, а также на осуществление функций генерального подрядчика.
2. Испытательный центр по сертификации средств железнодорожной автоматики и телемеханики (ИЦ ССЖАТ НИЧ РГУПС), включающий в себя сертификационную лабораторию (в составе Объединенного научно-исследовательского и испытательного центра ОНИИЦ НИЧ); начальник – научный сотрудник, к.т.н., В.В. Каменский.
Результаты научно-практической деятельности кафедры
Устройствами диспетчерской централизации «ДЦ-ЮГ с РКП» оборудовано более 1900 км железнодорожных линий в Российской Федерации, в том числе 22 станции на олимпийских объектах в г. Сочи, и 425 км в Казахстане.
Устройствами релейно-процессорной централизации «РПЦ-ДОН» оборудовано 3 станции в Российской Федерации (две на магистральном и одна на промышленном транспорте) и 4 станции в Республике Армения.
За последние 5 лет получено более 60 патентов на изобретения и полезные модели, опубликовано 7 монографий, более 60 статей в журналах, включенных в перечень ВАК, РИНЦ и Web of Science, а также 9 учебников и учебных пособий.
Проведены теоретические исследования в области построения высоконадежных отказоустойчивых автоматизированных систем управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Разработана методология проектирования распределенных многоуровневых систем, реализующих свои функции на основе использования формализованных статистических и экспертных знаний об объектах управления и внешней среде их функционирования.
Информация
Распределение молодых специалистов на предприятия железнодорожного транспорта составляет 85 %. За период с 1975 г. подготовлено более 2000 высококвалифицированных инженеров для Северо-Кавказской, Приволжской, Юго-Восточной, Северной, Октябрьской, Калининградской, Московской, Южно-Кавказской дорог.