Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015
Краткая история
Кафедра была организована в 1950 году и имела первоначальное название "Организация движения поездов" и с учетом требований времени в 1988 году переименована в "Управление эксплуатационной работой" (УЭР).
Первым заведующим кафедрой был канд. техн. наук, доцент Шагун Михаил Фёдорович (с 1950 по 1951 гг.). В последующем кафедрой заведовали:
- канд. техн. наук, доц. Глухов Константин Петрович с 1951 - 1953 гг.,
- канд. техн. наук, доц. Богачев Алексей Иванович с 1953 - 1959 гг. и с 1962 - 1973 гг.
- канд. техн. наук, доц. Федин Елисей Григорьевич с 1959 - 1962 гг.,
- канд. техн. наук, доц. Покавкин Владимир Алексеевич с 1973 - 1974гг.,
- доц. Макаров Николай Васильевич с 1974 - 1977 гг.,
- канд. техн. наук, доц. Отпущенников Владимир Иванович с 1977-1987 гг.,
- канд. техн. наук, доц. Дашков Михаил Григорьевич с 1987 - 1988 гг.,
- док. техн. наук, проф. Зубков Виктор Николаевич с 1988 - 2023 гг.,
- канд. техн. наук, доц. Чеботарева Евгения Андреевна с 2023 по н.в.
Преподаватели кафедры УЭР, 1980 г.
Выпускаемые специальности
23.05.04 - Эксплуатация железных дорог
Специализации:
- Магистральный транспорт;
- Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта;
Педагогический состав кафедры
Учебную и научную работу на кафедре сегодня ведут 10 штатных преподавателей, внешние и внутренние совместители:
- Чеботарева Е.А. – зав. кафедрой, канд. техн. наук, доцент;
- Зубков В.Н. - докт. техн. наук, профессор;
- Колобов И.А. - канд. техн. наук, доцент, декан факультета УПП;
- Чеботников В.А. - канд. техн. наук, доцент;
- Мусиенко Н.Н. - канд. техн. наук, доцент;
- Солоп И.А. - канд. техн. наук, доцент;
- Веревкина О.И. - канд. техн. наук, доцент;
- Рязанова Е.В. - канд. техн. наук, доцент;
- Кравец А.С.- канд. техн. наук, доцент;
- Егорова И.Н. - старший преподаватель;
Внешние совместители:
- Боцвин Д.В. - канд. техн. наук, доцент;
- Черняев А.Г. - канд. техн. наук, доцент;
- Рязанов Н.А. - доцент;
- Чеботарев В.В. - доцент;
Внутренние совместители:
- Бакалов М.В. – канд. техн. наук, доцент;
- Колесников М.В. –- д.т.н., проф.;
- Репешко Н.А. – к.т.н., доцент;
- Андреева Е.А. – ассистент;
- Кравченко И.Ф. – ассистент;
- Куделина А.О. – ассистент;
- Сорокин Д.В. – ст. преподаватель;
- и другие преподаватели смежных кафедр.
29 сентября 2011 года на заседании диссертационного совета Д 218.010.01 при РГУПС проф. Зубков В.Н. защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и методология организации местной работы на припортовой железной дороге».
Ученые степени и ученые звания имеют 75 % от общего числа штатных преподавателей.
Над докторскими диссертациями работают канд. техн. наук, доцент Рязанова Е.В и канд. техн. наук, доцент Чеботарева Е.А. Завершает кандидатскую диссертацию Егорова И.Н.
Преподаватели кафедры УЭР, 2014 г.
Учебная работа кафедры
На кафедре читается более 30 специальных дисциплин. Среди них:
- Управление эксплуатационной работой.
- Математическое моделирование систем и процессов.
- Организация работы экспедиторских фирм.
- Правила технической эксплуатации.
- Технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.
- Технология работы и эксплуатация вокзальных комплексов.
- Промышленный транспорт.
Материально-техническую базу кафедры составляют:
- Лаборатория «Управление движением поездов»
Создана в 1961 году и переоснащена в 1986 и 2017 годах, размещена в аудитории Г-213. Предназначена для обучения, тренировок и проверки знаний как студентов, обучающихся по специальности «Эксплуатация железных дорог», так и оперативного персонала хозяйства перевозок ОАО «РЖД» при их переподготовке. На занятиях отрабатываются практические действия дежурно-диспетчерского аппарата в условиях взаимодействия с работниками смежных подразделений: локомотивной службы и службы электроснабжения при организации движения поездов.
Студенты, исполняющие роли дежурных по станциям и поездных диспетчеров по кругу своих обязанностей взаимодействуют между собой и с работниками смежных служб.
Для отработки и совершенствования навыков и умений работы поездных диспетчеров и дежурных по станциям в нормальных и экстремальных ситуациях в лабораторном комплексе используются имитационные тренажеры ДСП/ДНЦ: двухпутного и однопутного участков с автоблокировкой и полуавтоблокировкой на перегонах.
Программно-информационный комплекс имитационного тренажера позволяет моделировать движение поездов и локомотивов, выполнять технологические операции с поездами, составами и локомотивами (например, подачу и уборку вагонов на подъездные пути и с подъездных путей и другие операции). Студент, в процессе обучения, имеет возможность тренироваться в выполнении операций по приему и отправлению поездов в нормальных условиях и при неисправностях устройств, отрабатывает порядок действий при их устранении.
Позволяет моделировать движение поездов, маневровую работу на двухпутных, однопутных участках железных дорог, оборудованных различными техническими средствами в условиях нормальной работы и возникновения нестандартных ситуаций.
Обучение проводится в диспетчерском зале с рабочими местами, оборудованными компьютерами, объединенными локальной вычислительной сетью, средствами связи и нормативными документами для ведения контроля, учета и отчетности, предусмотренными должностными обязанностями с целью полной имитации реально действующих рабочих мест. Использование в учебном процессе имитационных тренажеров позволит повысить скорость принятия решения и исключить неправильные действия оперативных работников в нештатных ситуациях, сократить время молодого специалиста на апробацию в реальных условиях его работы на производстве.
Имеется три диспетчерских круга и 12 рабочих мест дежурных по станциям, моделирование движения поездов осуществляется на имитационном тренажере с использованием современных средств диспетчерской централизации и информационных технологий в учебном процессе.
Для задания неисправности преподаватель использует функцию «Экспресс-вводная», выбирает объект (светофор, стрелку, изолированный участок), задает тип их неисправностей, условия возникновения, время начала действия неисправностей. В процессе тренировки отрабатывается порядок действий ДСП в нестандартных ситуациях в условиях взаимодействия с работниками смежных подразделений и с заполнением соответствующей документации. Так, например, в интеллектуальном тренажере заполнение журнала ДУ-46 при невозможности открытия сигнала при приеме поезда, происходит следующим образом: ДСП нажимает правую клавишу на неисправном объекте, и выбирает пункт «Неисправность». Далее в окне «Устранение неисправности» в поле «Текст записи» делает соответствующую запись о неисправности: «Светофор Н не открывается при правильно приготовленном маршруте. ДСП Иванов» и нажимает на кнопку «Занести в журнал». Таким образом, эта запись будет зафиксирована в Журнале осмотра. Далее для оповещения в поле «Работники служб» выбираются причастные работники соответствующих служб, которым ДСП сообщает о неисправности объекта, нажимая на кнопку «Сообщить». В результате в поле «Порядок действий» в режиме он-лайн появляются записи с указанием времени сообщения каждому причастному работнику .
В интеллектуальном тренажере в ходе работы на экране появляются доклады причастных работников соответствующих служб. После ознакомления с содержанием доклада, ДСП нажимает на кнопку «Подписать», при этом сообщение фиксируется в Журнале осмотра.
Имеется три диспетчерских круга, моделирование движения поездов на которых осуществляется тренажерами с использованием средств диспетчерской централизации (ДЦ) трех типов: ДЦ Сетунь, Круг, Дон.
Если ДСП не согласен с содержанием доклада, то он нажимает на кнопку «Закрыть», при этом причастный работник не будет производить дальнейших работ. Для осуществления постоянного контроля за движением поездов, а также для последующего анализа работы участка ДНЦ обязан лично контролировать ведение графика исполненного движения, который выводится на монитор в электронном виде.
- Лаборатория «Управление работой железнодорожного узла»
Имитационный тренажерный комплекс «Сортировочная станция» позволяет студентам отрабатывать и совершенствовать навыки и умения оперативного персонала в условиях производственной деятельности сортировочной станции. Проверка освоения полученных теоретических знаний и навыков оперативной работы, готовности к профессиональной деятельности выпускников специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог» осуществляется в формате проведения деловых игр. Организация эксплуатационной работы железнодорожного узла включает в рамках реализации тренажёрного комплекса: организацию местной работы на сортировочной станции, организацию местной работы на участке, организацию работы с транзитными поездами с переработкой и без переработки, организацию работы с поездами своего формирования, организацию работы с пассажирскими поездами.
- Лаборатория «Поездной участковый диспетчер / дежурный железнодорожной станции»
Лабораторный комплекс аудитории Г210 также посвящен подготовке дежурно-диспетчерского персонала. В процессе обучения отрабатываются действия дежурного по станции и поездного участкового диспетчера в нормальных условиях работы, в нестандартных ситуациях. В процессе работы происходит изучение основных документов, регламентирующих безопасность движения поездов и определяющих круг должностных обязанностей работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов, используя модуль «Контроль» АОС-Д.
- Лаборатория «Оператор сортировочной горки»
Тренажерный комплекс «Сортировочная горка железнодорожной станции» представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий моделировать работу сортировочной горки железнодорожной станции, устройств электрической централизации и движение подвижных единиц. Он предназначен для отработки навыков роспуска в режиме ручного роспуска и в условиях функционирования систем КСАУ СП, ГАЦ, КГМ на рабочих местах ДСПГ, ДСПГО пучков. Тренажерный комплекс позволяет приобретать и совершенствовать навыки обучающихся грамотно и своевременно принимать решения в различных производственных ситуациях, включая нестандартные и аварийные.
- Лаборатория «Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта»
Лабораторный комплекс аудитории В204 предназначен для изучения организации работы подразделений пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, методов качественного обслуживания пассажиров и посетителей железнодорожного вокзала, железнодорожного вокзального комплекса; технологии работы пассажирских и пассажирских технических станций.
Основные направления научных исследований
Совместно с Северо-Кавказской дирекцией управления движением кафедра «УЭР» сосредоточила свой научный потенциал на решение актуальных комплексных проблем, стоящих перед железнодорожным транспортом в целом и перед дорогой в частности. К ним относятся:
В 2008 году совместно с кафедрой «ЛУТС» выполнена хоздоговорная тема «Оптимизация организации управления местной работой Северо-Кавказской железной дороги в условиях роста объема перевозок», которая внедрена на Северо-Кавказской дороге и в лаборатории «Логистический центр».
В 2011 году кафедра совместно с ОАО «НИИАС» выполнила хоздоговорную работу на тему «Переход на новую технологию управления движением грузовых поездов по расписанию на опытных полигонах», результаты и методика которой использованы на сети дорог, в дипломных проектах студентов факультета УПП.
В 2013 году нами по заказу Северо-Кавказской дирекции управления движением выполнена работа на тему: Разработка технологии Диспетчерского центра управления перевозками в условиях подготовки и проведения Олимпиады «Сочи-2014».
В 2014 году кафедра совместно с ОАО «НИИАС» выполняет тему: «Разработка системы организации взаимодействия ОАО «РЖД» с морскими портами с использованием прогрессивных логистических технологий». Главная задача, поставленная перед нами, заключается в реализации логистических технологий по всей логистической цепочке от производителя до потребителя с целью повышения эффективности работы железной дороги и обслуживаемых портов.
В 2015 году по заказу ОАО «РЖД» была выполнена работа на тему: «Оценка допустимого риска безопасности движения для диспетчерских участков на сети железных дорог ОАО "РЖД» .
В 2016 году была выполнена тема « Разработка методики оценки рисков в области функциональной безопасности движения на инфраструктуре ОАО "РЖД"
В 2016-2017 годах выполнена НИР на тему «Разработка разделов ЕТП работы железнодорожного пути необщего пользования оператора морского терминала ОАО «Туапсинский морской торговый порт» и станции примыкания Туапсе-Сортировочная» и НИР «Оказание услуг по проведению факторного анализа рисков нарушений безопасности движения по приоритетным направлениям на полигоне СКЖД».
В 2017 году была выполнена тема: «Оказание услуг по проведению факторного анализа рисков нарушений безопасности движения по приоритетным направлениям полигона Северо-Кавказской железной дороги».
В 2018 году была выполнена тема «Оказание услуг по проведению расширенного факторного анализа рисков нарушений безопасности движения за первое полугодие 2018 года с разработкой мероприятий по снижению аварийности и апробацией на линейных подразделениях Ростовского региона управления хозяйства пути»
Преподавателями кафедры подготовлено и издано более 630 научных трудов. Среди них за последние годы 84 учебных пособий и 8 монографий:
«Теория и методология организации местной работы в условиях концентрации управления перевозками на базе информационных технологий». Авторы В.Н. Зубков, И.Н. Филатов, Е.А. Чеботарева.
«Управление местной работой: теория, методология, инструментарий». Автор В.Н. Зубков.
«Развитие системы управления экспортными перевозками в железнодорожно-морском сообщении на базе логистических и информационных технологий». Авторы А.Г. Черняев, Е.А. Чеботарева, Д.А. Ломаш.
«Развитие системы управления экспортными перевозками в железнодорожно-морском сообщении на базе логистических и информационных технологий». Авторы А.Г. Черняев, Е.А. Чеботарева, Д.А. Ломаш.
«Организация мультимодальных перевозок с участием железнодорожного транспорта в транспортной системе Юга России». Автор Е.В. Рязанова. Год издания: 2017 г.
Чеботарева Е.А., Солоп И.А., Бакалов М.В. Новый уровень образования: монография / [авт. кол.:] Современные технологии подготовки специалистов в области эксплуатации железнодорожного транспорта. Глава 6. – Одесса, 2018 – Стр. 70-88.
«Перспективные технологии на железнодорожном транспорте». Авторы: В.Н. Зубков, Н.Н. Мусиенко, Е.В. Рязанова, А.Г. Черняев. Год издания: 2019 г.
«Теория и методология организации транспортного производства в припортовых транспортно-технологических системах» Автор Е.А. Чеботарева. Год издания: 2021 г.
Среди учебных пособий следует отметить пособие «Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов» авторы В.Н. Зубков, Н.Н. Мусиенко, занявшее в 2017 году 1 место в конкурсе научных изданий, а так же пособие 2019 года «Повышение эффективности перевозочного процесса на железнодорожных направлениях» авторы: В.Н. Зубков, И.А. Солоп, Е.А. Чеботарева, О.И. Веревкина.
В научной работе ежегодно участвуют 30-40 студентов третьего-пятого курсов, которые докладывают результаты своих исследований на студенческих конференциях, а также используют в дипломных и курсовых проектах, научных статьях.
Производственная практика студентов проводится на передовых предприятиях Северо-Кавказской и смежных дирекций управления движением соседних дорог, работающих по прогрессивной технологии, с высоким уровнем механизации и автоматизации рабочих мест.
Среди выпускников кафедры видные руководители различных рангов:
- первый заместитель Министра путей сообщения – Ильин В.И.;
- заместитель Министра путей сообщения – Сиденко А.Я.;
- генеральный директор «Укрзализныци» – Болоболин С.П.;
- генеральный директор ОАО «Федеральная грузовая компания» – Евдокименко В.М.;
- председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества – Кучеренко П.Г.;
- первый заместитель начальника Дальневосточной железной дороги - Филатов И.Н.;
- начальник Дирекции управления движением Приволжской железной дороги – Ламанов А.Я.
- заместитель начальника Федеральной грузовой компании – Токаев Ш.И.;
- начальники железных дорог – Котляренко Ф.М., Безрукавенко В.А., Чернов И.Н., Ломоносов В.А., Черничкин В.А., Цуркан И.В.;
- первый заместитель начальника Северо-Кавказской Дирекции управления движением – Говоруха С.А.
- первый заместитель начальника службы корпоративной информатизации – Тер-Мануилов В.И.
- начальник Северо-Кавказскойрегиональной службы развития пассажирскихсообщений и предоставления доступа к инфраструктуре – Поспелова О.В.
- начальник логистического центра Северо-Кавказской Дирекции управления движением – Кудряшов К.В.
- начальник диспетчерского центра управленияперевозкамиСеверо-Кавказской Дирекции управления движением – Крамаренко В.И.
- заместитель начальника Северо-Кавказской дороги по Краснодарскому территориальному управлению – Щербаков А.В.
- начальник ростовского ЦОРС Северо-Кавказской дирекции управления движением – Мамаев Т.Э.
- начальник дирекции пассажирских обустройств - Руднева Л.А.
- начальник Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры – Оганесян В.В.;
- заместители начальников дорог – Серебряков О.Н., Сидоренко В.Т., Ерошенко А.И., Шапошников М.П., Жуков В.А., Иваницкий Н.М., Фельдман В.М., Галатин М.П. и др.;
- начальники крупных железнодорожных станций - Березюк Н.Н., Ручкин В.И., Гончаров А.А., Абрамушкин И.В., Яковлев В.А., Кривошеев В.А., Колобов О.И., Окипний С.Л.;
- д.т.н., профессор ПГУПС – Ефименко Ю.И.;
- д.т.н., профессор МИИТ – Иловайский Н.Д.
Ряд выпускников работают начальниками и заместителями начальников служб движения, начальниками железнодорожных станций Северо-Кавказской и других железных дорог.