Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015
Реализуемые направления подготовки (специальности):
23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (специализации - Автомобильная техника в транспортных технологиях, Подъемно- транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование);
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (профили - Автомобили и автомобильное хозяйство; Техническая эксплуатация автотранспортных средств);
43.03.01 Сервис (профиль - Сервис на транспорте);
15.04.03 Прикладная механика (профиль – Динамика и прочность машин).
Основные направления научных исследований
Научно-исследовательская, а также учебная работа кафедры ведется по следующим основным направлениям:
Тематика научных направлений:
Повышение износостойкости, надёжности и долговечности узлов трения железнодорожного транспорта;
Повышение эффективности работы фрикционных механических систем;
Разработка модификаторов трения и способов их подачи в зону трения для трибосистем «колесо-рельс».
Тематика учебных работ:
Разработка методов исследования поверхности трения и анализа деформационных процессов при трении;
Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств;
Трение и износ в машинах;
Мониторинг объектов и систем сервиса;
Подъемно-транспортные машины;
Машины для триботехнических испытаний;
Наземные транспортно-технологические средства;
Прикладная механика.
Заведующий кафедрой «Транспортные машины и триботехника», доктор технических наук, доцент Харламов Павел Викторович
Тематика научных направлений: Повышение эффективности работы фрикционных механических систем.
Тематика учебных работ: Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств, Трение и износ в машинах, Мониторинг объектов и систем сервиса.
Доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Шаповалов Владимир Владимирович
Тематика научных направлений: Разработка теоретических основ исследования, прогнозирования и управления процессами трения в динамически нагруженных фрикционных системах. Оптимизация фрикционных механических систем.
Тематика учебных работ: Трибоспектральная идентификация процессов трения. Методы физико-математического моделирования фрикционных систем.
Декан факультета «Дорожно-строительные машины», доктор технических наук, профессор Майба Игорь Альбертович
Тематика научных направлений: Трибология смазочных материалов. Разработка теоретических положений регулирования процессов трения и сцепления фрикционных систем железнодорожной техники при использовании эффективных технологических методов лубрикации. Сетевая система мониторинга состояния пути и ходовых частей подвижного состава.
Тематика учебных работ: Система автоматизированного проектирования. Разработка методик компьютерного моделирования деталей и узлов путевых и строительных машин на базе современных программных средств САПР.
Доктор технических наук, профессор Озябкин Андрей Львович
Тематика научных направлений: Теоретические основы расчета устойчивости нелинейных (фрикционных) систем.
Тематика учебных работ: Разработка компьютерных программ по дисциплинам: Основы проектирования и расчета узлов трения, методы физического моделирования физических процессов, планирование эксплуатации.
Кандидат технических наук, доцент Горин Станислав Леонидович
Тематика научных направлений: Снижение вибронагруженности колес легковых автомобилей.
Тематика учебных работ: Разработка комплекса средств для увеличения периода эксплуатации колес автомобилей.
Ст. преподаватель Вялов Сергей Алифтинович
Тематика учебных работ: Системы автоматизированного проектирования, Электротехника и электрооборудование транспортных средств, Транспортная система России.
Тематика научных работ: Оптимизация фрикционных механических систем, повышение динамических свойств гидромеханических приводов.
Ассистент Мищиненко Василий Борисович
Тематика научных направлений: Оптимизация фрикционных механических систем.
Тематика учебных работ: Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств, методы физического моделирования физических процессов, планирование эксплуатации.
История кафедры
Кафедра «Транспортные машины и триботехника» организована в 1996 г. на базе кафедры «Путевые и строительные машины» (ПСМ). Кафедра ПСМ была основана в сентябре 1971 г. приказом министра путей сообщения СССР.
Первым заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки и техники РФ, участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор Юрий Андреевич Евдокимов - широко известный в России и за рубежом специалист в области железнодорожного транспорта, механики, трения, износа и смазки металлополимерных трибосистем и композиционных материалов, автор учебника «Основы трибологии».
Под руководством Ю.А. Евдокимова защитили кандидатские диссертации большое количество руководителей различных рангов. Среди них академик РАН В.И. Колесников, А.В. Челохьян - до 2023 года первый проректор , И. А. Майба - декан факультета «ДСМ», В.В. Шаповалов – до сентября 2021 года заведующий кафедрой «ТМТ», А.А. Замыцкий - декан заочного факультета, А.А. Бураков – до 2001 года декан факультета «ДСМ», Е.Н. Зубков - зам. декана по учебной работе строительного факультета, А.А. Солдатов - к.т.н., доц. кафедры «ППХ», и многие другие.
За годы своего существования кафедра превратилась в одну из ведущих структур университета, готовящих инженеров по специальностям «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Техническая эксплуатация автотранспортных средств», «Сервис на транспорте», а также подготовку магистров по профилю «Динамика и прочность машин». В 2023 г. открыт прием студентов по специальности «Автомобильная техника в транспортных технологиях».
На кафедре по приказам МПС СССР и рекомендациям АН СССР были созданы четыре отраслевые лаборатории: по повышению надежности и износостойкости железнодорожной техники; по триботехнике; отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Надежность и долговечность путевых машин» (заведующий лабораторией к.т.н., доц. К.Ю. Григориади); по разработке новой индукционной технологии и восстановлению узлов трения железнодорожной техники.
В 1980 г. лаборатория «Индукционные технологии» расширилась и была преобразована в инженерный центр «Сплав», который возглавил д.т.н., проф. И.А. Зайченко.
Кафедра имеет семь учебных лабораторий по профилирующим дисциплинам, в том числе компьютерный класс, техническая база которых позволяет осуществлять обучение и подготовку квалифицированных специалистов.
Под руководством профессора В.В. Шаповалова на кафедре создано научное направление по динамическому мониторингу мобильных нелинейных фрикционных систем. В рамках данного направления защищены 4 докторские и порядка 45 кандидатских диссертаций. Результаты теоретических экспериментальных исследований широко применяются на сети дорог ОАО «РЖД» и промышленных предприятиях России, получены сотни миллионов рублей экономии, повышены технико-экономические и экологические показатели машин и механизмов. Результаты работ неоднократно докладывались на международных конференциях и симпозиумах.
Кафедрой опубликовано более 1000 научных трудов, 15 монографий, ряд учебников и учебных пособий, рекомендованных для студентов вузов России, обучающихся по транспортным направлениям подготовки.
Студенты и магистранты кафедры регулярно принимают участие в конференциях и конкурсах различного уровня. В апреле 2019 г. команда из 3х студентов под руководством П.В. Харламова приняла участие в Национальном этапе конкурса «Service Master Junior (SMJ)» в номинации «Автомобильный инженер» и заняла 3е место (получила бронзовые медали). «Service Master Junior (SMJ)» – это Международный специализированный конкурс профессионального мастерства в области автомобильного транспорта среди учащихся средних профессиональных и высших учебных заведений. В 2022 году студенты кафедры приняли участие в независимой оценки качества подготовки обучающихся проводимым ФГУП «Росаккредагенство» показав достойный результат. Выпасные работы, выполненые студентами кафедры, регулярно занимают призовые места в конкурсах различного уровня.
За годы работы кафедрой подготовлены более 3000 специалистов для железнодорожного транспорта, 10 докторов технических наук и более 150 кандидатов технических наук. Не менее 5 человек ежегодно обучается в аспирантуре.