Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015
Ведется прием на направления подготовки:
Бакалавриат:
15.03.03 Прикладная механика
Направление подготовки
Проектно-конструкторское обеспечение и компьютерный инжиниринг машиностроительных производств
Магистратура
15.04.02 Технологические машины и оборудование
Направление подготовки
Машиноведение и детали машин
Кафедра:
Тел.: 2-726-2-70
Адрес: 344038, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2
Аудитория: Б208
Краткая история
Кафедра «Основы проектирования машин» ведёт свою историю с момента возникновения учебного заведения – с 1929 года и называлась «Прикладная механика и детали машин». Первым её руководителем и создателем был видный педагог и учёный профессор Донского политехнического института (ныне ФГБОУ ВО ЮРГПУ (НПИ) имени М.И. Платова) Николай Николаевич Дьяков (фото 1).
Фото 1 – Профессор Дьяков Н.Н. первый заведующий кафедрой
Он был выпускником Московского высшего технического училища (сейчас МВТУ им. Баумана) в то время уже известный в научных кругах как страстный последователь школы конструктивного направления Сидорова – Худякова. Профессор Н.Н. Дьяков принял энергичные меры по формированию коллектива и созданию лабораторной базы кафедры.
В 1937 году заведующим кафедрой был назначен молодой кандидат технических наук, доцент П.И. Львовский, занимавшийся вопросами теории упругости и конструирования деталей машин в научной школе профессора А.П. Коробова. В самом начале Великой Отечественной войны Павел Исаакович ушел добровольцем на фронт и погиб, защищая свободу и независимость нашей Родины (фото 2).
Фото 2 – П.И. Львовский
В связи с эвакуацией института в г. Тбилиси кафедра «Детали машин» временно была упразднена, а ее функции и учебная нагрузка были переданы на кафедру «Строительная механика», которую в то время возглавлял доцент Дмитрий Афанасьевич Кислик. Единственным из научных работников, оставшихся к тому времени на расформированной кафедре и перешедший на кафедру «Строительная механика» был Андрей Алексеевич Обухов. После окончания войны он, на вновь восстановленной кафедре «Детали машин» в должности доцента проработал до 1984 года. Его лекции и занятия по курсовому проектированию отличались глубиной и читались на высоком академическом уровне.
После возвращения института в г. Ростов-на-Дону из эвакуации в 1944 году кафедра была восстановлена и из «Прикладная механика и детали машин» была переименована в кафедру «Детали машин», которую возглавил кандидат технических наук, доцент Хрисанф Никифорович Дементьев и руководил ей до 1966 года (фото 3).
Фото 3 – Дементьев Х.Н.
За 22 года работы на кафедре Хрисанфом Никифоровичем Дементьевым были созданы десятки образцов новых испытательных машин.
Испытательными машинами его конструкции оснащались лаборатории многих институтов и заводов, их использовали даже в арктических экспедициях. Так, на первом в мире атомном ледоколе «Ленин» для испытаний механических свойств льда были использованы испытательные установки Дементьева Х.Н., в изготовлении которых принимали участие и сотрудники кафедры.
Помимо учебной нагрузки все сотрудники кафедры самоотверженно участвовали в работе по восстановлению и реконструкции транспортных и промышленных предприятий г. Ростова-на-Дону.
Постепенно углублялась и расширялась тематика научных исследований кафедры, отрабатывалось и совершенствовалось педагогическое мастерство преподавателей, накапливался опыт воспитательной работы, возрастал уровень учебно-методических разработок.
Несмотря на то, что кафедра исторически является общетехнической, она многие годы выполняла роль профилирующей и выпускала инженеров-механиков вплоть до конца 70-х годов.
Даже после образования в 1971 году кафедр «Путевые и строительные машины» и «Эксплуатация и ремонт путевых и строительных машин», на кафедре «Детали машин», кроме «своих» учебных дисциплин таких как «Теория механизмов и машин», «Детали машин и основы конструирования», «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», «Расчёт и конструирование точных механизмов», «Прикладная механика», читался большой курс «Подъемно-транспортные машины» и по нему проводилось дипломное проектирование.
В 1966 году кафедру возглавил кандидат технических наук, доцент Лев Григорьевич Циханович (фото 4), который в это время был заместителем декана механического факультета.
Фото 4 – Л.Г. Циханович
За период его руководства, до 1977 года, на кафедре сохраняется преемственность и сложившиеся традиции как в учебной, так и в научно-исследовательской работе. В этот период активно внедряются современные методы обучения и научного поиска. Лев Григорьевич регулярно выступал экспертом в комиссиях по расследованию аварий связанных с работой грузоподъёмных кранов.
В 1977 году кафедру «Детали машин» возглавил опытный педагог кандидат технических наук, доцент, а затем профессор Евгений Алексеевич Ковалёв (фото 5).
Он долгое время проработал во Всесоюзном научно–исследовательском институте железнодорожного транспорта г. Москве, прошёл там хорошую школу подготовки как в аспирантуре, так и в научной работе. Заведующим кафедрой он проработал до 1999 года.
За большой вклад в подготовку специалистов железнодорожного транспорта он награждён званием «Почётный железнодорожник».
Фото 5 – Е.А. Ковалёв
В 1999 году на 70–летнем юбилее университета кафедра «Детали машин», в соответствии с решением учёного совета университета от 26 марта 1999 г. приказом № 2161 от 6 декабря 1999 г., была переименована в кафедру «Основы проектирования машин».
С июня 1999 года по 2007 год кафедру возглавлял доктор технических наук, профессор, академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Владимир Григорьевич Козубенко (фото 6). Он прошёл путь от практической работы до педагога и научного работника.
Фото 6 – В.Г. Козубенко
За долголетний труд Владимир Григорьевич награждён званием «Почётный железнодорожник» и «Изобретатель СССР».
С 2007 года и по настоящее время заведующим кафедрой работает Александр Николаевич Чукарин (фото 7).
Фото 7 – А.Н. Чукарин
В настоящее время кафедра, сохраняя преемственность и традиции в учебной, учебно-исследовательской работе, активно внедряет современные методы обучения и научного поиска, продолжает искать новые формы и методы.