Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

Заведующий кафедрой: д.т.н., проф., заслуженный деятель науки РФ Шаповалов Владимир Владимирович

Адрес: 344038, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

Аудитория: У208

Телефон: +7 (863) 272-62-43

Email: tmt@rgups.ru

Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015

Выпускаемые направления подготовки (специальности):

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (специализация - Подъемно- транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование);

15.03.03 Прикладная механика (профиль - Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг);

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (профиль - Автомобили и автомобильное хозяйство)

43.03.01 Сервис (профиль - Сервис на транспорте)

Основные направления научных исследований

Научно-исследовательская, а также учебная работа кафедры ведется по следующим основным направлениям:

Тематика научных направлений:

Повышение износостойкости, надёжности и долговечности узлов трения железнодорожного транспорта;

Повышение эффективности работы фрикционных механических систем;

Разработка модификаторов трения и способов их подачи в зону трения для трибосистем «колесо-рельс».

Тематика учебных работ:

Разработка методов исследования поверхности трения и анализа деформационных процессов при трении;

Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств;

Трение и износ в машинах;

Мониторинг объектов и систем сервиса;

Грузоподъемные машины и оборудование;

Машины для триботехнических испытаний;

Наземные транспортно-технологические средства;

Прикладная механика.

Заведующий кафедрой д-р техн. наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Шаповалов Владимир Владимирович

Тематика научных направлений: Разработка теоретических основ исследования, прогнозирования и управления процессами трения в динамически нагруженных фрикционных системах. Оптимизация фрикционных механических систем.

Тематика учебных работ: Трибоспектральная идентификация процессов трения. Методы физико-математического моделирования фрикционных систем.

Д-р техн. наук, профессор Майба Игорь Альбертович

Тематика научных направлений: Трибология смазочных материалов. Разработка теоретических положений регулирования процессов трения и сцепления фрикционных систем железнодорожной техники при использовании эффективных технологических методов лубрикации. Сетевая система мониторинга состояния пути и ходовых частей подвижного состава.

Тематика учебных работ: Система автоматизированного проектирования. Разработка методик компьютерного моделирования деталей и узлов путевых и строительных машин на базе современных программных средств САПР.

Канд. физ-мат. наук, доцент Вершинина Наталья Викторовна

Тематика научных направлений: Повышение износостойкости, надёжности и долговечности узлов трения железнодорожного транспорта.

Тематика учебных работ: Разработка методов исследования поверхности трения и анализа деформационных процессов при трении.

Канд. техн. наук, доцент Мелешко Олег Иванович

Тематика научных направлений: Повышение долговечности узлов трения строительных, дорожных и путевых машин.

Тематика учебных работ: Грузоподъемные машины и оборудование, Строительная механика и металлоконструкции машин, Наземные транспортно-технологические средства.

Канд. техн. Наук, доцент Харламов Павел Викторович

Тематика научных направлений: Повышение эффективности работы фрикционных механических систем.

Тематика учебных работ: Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств, Трение и износ в машинах, Мониторинг объектов и систем сервиса.

Канд. техн. наук, доцент Горин Станислав Леонидович

Тематика научных направлений: Снижение вибронагруженности колес легковых автомобилей.

Тематика учебных работ: Разработка комплекса средств для увеличения периода эксплуатации колес автомобилей.

Канд. техн. наук, доцент Бутов Эдуард Соломонович

Тематика научных направлений: Разработка модификаторов трения и способов их подачи в зону трения для трибосистем «колесо-рельс».

Тематика учебных работ: Грузоподъемные машины и оборудование, Машины для триботехнических испытаний, Наземные транспортно-технологические средства, Прикладная механика.

Канд. техн. наук, доцент Парчевский Александр Викторович

Тематика научных направлений: Оптимизация механизмов с узлами трения. Тематика учебных работ: Грузоподъёмные машины.

Доцент Глотова Нэлли Арсеньевна

Тематика научных направлений: Повышение надёжности узлов строительных машин.

Тематика учебных работ: Устройство и назначение строительных машин и их узлов.

Д-р техн. наук Озябкин Андрей Львович

Тематика научных направлений: Теоретические основы расчета устойчивости нелинейных (фрикционных) систем.

Тематика учебных работ: Разработка компьютерных программ по дисциплинам: Основы проектирования и расчета узлов трения, методы физического моделирования физических процессов, планирование эксплуатации.

История кафедры

Кафедра «Транспортные машины и триботехника» организована в 1996 г. на базе кафедры «Путевые и строительные машины». Кафедра ПСМ была основана в сентябре 1971 г. приказом министра путей сообщения СССР.

Первым заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки и техники РФ, участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор Юрий Андреевич Евдокимов - широко известный в России и за рубежом специалист в области железнодорожного транспорта, механики, трения, износа и смазки металлополимерных трибосистем и композиционных материалов, автор учебника «Основы трибологии».

Под руководством Ю.А. Евдокимова защитили кандидатские диссертации большое количество руководителей различных рангов. Среди них академик РАН В.И. Колесников - президент ФГБОУ ВО РГУПС, А.В. Челохьян - первый проректор, П.А. Майба - декан факультета «ДСМ», В.В. Шаповалов - заведующий кафедрой «ТМТ», А.А. Замыцкий - декан заочного факультета, А.А. Бураков – до 2001 года декан факультета «ДСМ», Е.Н. Зубков - зам. декана по учебной работе строительного факультета, А.А. Солдатов - к.т.н., доц. кафедры «ППХ», и многие другие.

За годы своего существования кафедра превратилась в одну из ведущих структур университета, готовящих инженеров по специальностям «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», «Триботехника», «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и терминалов», «Сервис нефтяного и газового оборудования», «Автомобили и автомобильное хозяйство». В 2013 г. открыт прием студентов по специальности «Сервис транспортных средств». В 2014 г. открыт прием студентов по профилю «Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг».

На кафедре по приказам МПС СССР и рекомендациям АН СССР были созданы четыре отраслевые лаборатории: по повышению надежности и износостойкости железнодорожной техники; по триботехнике; отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Надежность и долговечность путевых машин» (заведующий лабораторией к.т.н., доц. К.Ю. Григориади); по разработке новой индукционной технологии и восстановлению узлов трения железнодорожной техники.

В 1980 г. лаборатория «Индукционные технологии» расширилась и была преобразована в инженерный центр «Сплав», который возглавил Д.т.н., проф. И.А. Зайченко.

Кафедра имеет семь учебных лабораторий по профилирующим дисциплинам, в том числе три компьютерных класса, техническая база которых позволяет осуществлять обучение и подготовку квалифицированных специалистов.

Под руководством профессора В.В. Шаповалова на кафедре создано научное направление по динамическому мониторингу мобильных нелинейных фрикционных систем. В рамках данного направления защищены 4 докторские и порядка 45 кандидатских диссертаций. Результаты теоретических экспериментальных исследований широко применяются на сети дорог ОАО «РЖД» и промышленных предприятиях России, получены сотни миллионов рублей экономии, повышены технико-экономические и экологические показатели машин и механизмов. Результаты работ неоднократно докладывались на международных конференциях и симпозиумах.

Кафедрой опубликовано около 800 научных трудов, 12 монографий, ряд учебников и учебных пособий, рекомендованных для студентов вузов России, обучающихся по направлению «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы».

За годы работы кафедрой подготовлены более 3000 специалистов для железнодорожного транспорта, 10 докторов технических наук и более 150 кандидатов технических наук. Не менее 5 человек ежегодно обучается в аспирантуре.

Научно-исследовательская, а также учебная работа кафедры ведется по следующим основным направлениям:

Тематика научных направлений: «Повышение износостойкости, надёжности и долговечности узлов трения железнодорожного транспорта»

Тематика учебных работ: «Разработка методов исследования поверхности трения и анализа деформационных процессов при трении».

Тематика научных направлений: «Повышение эффективности работы фрикционных механических систем».

Тематика учебных работ: «Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств», «Трение и износ в машинах», «Мониторинг объектов и систем сервиса».

Тематика научных направлений: «Разработка модификаторов трения и способов их подачи в зону трения для трибосистем «колесо-рельс».

Тематика учебных работ: «Грузоподъемные машины и оборудование», «Машины для триботехнических испытаний». «Наземные транспортно-технологические средства», Прикладная механика», профиль Триботехника.

  • Зав. кафедрой д-р техн. наук, проф., Заслуженный деятель науки РФ Шаповалов В.В.

    Тематика научных направлений: Разработка теоретических основ исследования, прогнозирования и управления процессами трения в динамически нагруженных фрикционных системах. Оптимизация фрикционных механических систем.

    Тематика учебных работ: Трибоспектральная идентификация процессов трения. Методы физико-математического моделирования фрикционных систем.

  • д-р техн. наук, проф. Майба И.А.

    Тематика научных направлений: Трибология смазочных материалов. Разработка теоретических положений регулирования процессов трения и сцепления фрикционных систем железнодорожной техники при использовании эффективных технологических методов лубрикации. В числе последних научных разработок - фундаментальные исследования по теме "Сетевая система мониторинга состояния пути и ходовых частей подвижного состава".

    Тематика учебных работ: Система автоматизированного проектирования. Разработка методик компьютерного моделирования деталей и узлов путевых и строительных машин на базе современных программных средств САПР.

  • канд. физ-мат. наук Вершинина Наталья Викторовна

Тематика научных направлений: «Повышение износостойкости, надёжности и долговечности узлов трения железнодорожного транспорта»

Тематика учебных работ: «Разработка методов исследования поверхности трения и анализа деформационных процессов при трении».

  • канд. техн. наук, доцент Мелешко Олег Иванович

Тематика научных направлений: «Повышение долговечности узлов трения строительных, дорожных и путевых машин».

  • канд. техн. наук Харламов Павел Викторович

Тематика научных направлений: «Повышение эффективности работы фрикционных механических систем».

Тематика учебных работ: «Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств», «Трение и износ в машинах», «Мониторинг объектов и систем сервиса».

  • канд. техн. наук, доцент Горин Станислав Леонидович

Тематика научных направлений: «Снижение вибронагруженности колес легковых автомобилей».

Тематика учебных работ: «Разработка комплекса средств для увеличения периода эксплуатации колес автомобилей».

  • канд. техн. наук, доцент Бутов Эдуард Соломонович

Тематика научных направлений: «Разработка модификаторов трения и способов их подачи в зону трения для трибосистем «колесо-рельс».

Тематика учебных работ: «Грузоподъемные машины и оборудование», «Машины для триботехнических испытаний». «Наземные транспортно-технологические средства», Прикладная механика», профиль Триботехника.

  • канд. техн. наук, доц. Парчевский А.В.

Тематика научных направлений: Оптимизация механизмов с узлами трения. Тематика учебных работ: Грузоподъёмные машины.

  • доц. Глотова Н.А.

Тематика научных направлений: Повышение надёжности узлов строительных машин.

Тематика учебных работ: Устройство и назначение строительных машин и их узлов.

  • канд. техн. наук, доц. Озябкин А.Л.

Тематика научных направлений: Теоретические основы расчета устойчивости нелинейных (фрикционных) систем.

Тематика учебных работ: Разработка компьютерных программ по дисциплинам: Основы проектирования и расчета узлов трения, методы физического моделирования физических процессов, планирование эксплуатации.

  • канд. техн. наук, доц. Парчевский А.В.

Тематика научных направлений: Оптимизация механизмов с узлами трения. Тематика учебных работ: Грузоподъёмные машины.

Тематика научных направлений: Повышение надёжности узлов строительных машин.

Тематика учебных работ: Устройство и назначение строительных машин и их узлов.

Тематика научных направлений: Теоретические основы расчета устойчивости нелинейных (фрикционных) систем.

Тематика учебных работ: Разработка компьютерных программ по дисциплинам: Основы проектирования и расчета узлов трения, методы физического моделирования физических процессов, планирование эксплуатации.

  • доц. Глотова Н.А.
  • канд. техн. наук, доц. Озябкин А.Л.
История кафедры

Кафедра «Транспортные машины и триботехника» организована в 1996 г. на базе кафедры «Путевые и строительные машины». Кафедра ПСМ была основана в сентябре 1971 г. приказом мини-стра путей сообщения СССР.

Первым заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки и техники РФ, участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор Юрий Андреевич Евдокимов - широко известный в России и за рубежом специалист в области железнодорожного транспорта, механики, трения, износа и смазки металлополимерных трибосистем и композиционных материалов, автор учебника «Основы трибологии».

Под руководством Ю.А. Евдокимова защитили кандидатские диссертации большое количество руководителей различных рангов. Среди них В.И. Колесников - президент ФГБОУ ВО РГУПС, А.В. Челохьян - первый проректор, П.А. Майба - декан факультета «ДСМ», В.В. Шаповалов - заведующий кафедрой «ТМТ», А.А. Замыцкий - декан заочного факультета, А.А. Бураков

- бывший декан факультета «ДСМ», Е.Н. Зубков - зам. декана по учебной работе строительного факультета, А.А. Солдатов - к.т.н., доц. кафедры «ППХ», и многие другие.

За годы своего существования кафедра превратилась в одну из ведущих структур университета, готовящих инженеров по специальностям «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», «Триботехника», «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и терминалов», «Сервис нефтяного и газового оборудования», «Автомобили и автомобильное хозяйство». В 2013 г. открыт прием студентов по специальности «Сервис транспортных средств». В 2014 г. открыт прием студентов по профилю «Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг».

На кафедре по приказам МПС СССР и рекомендациям АН СССР были созданы четыре отраслевые лаборатории: по повышению надежности и износостойкости железнодорожной техники; по триботехнике; отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Надежность и долговечность путевых машин» (заведующий лабораторией к.т.н., доц. К.Ю. Григориади); по разработке новой индукционной технологии и восстановлению узлов трения железнодорожной техники.

В 1980 г. лаборатория «Индукционные технологии» расширилась и была преобразована в инженерный центр «Сплав», который возглавил Д.т.н., проф. И.А. Зайченко.

На кафедре имеются два филиала - в ЗАО «Донмеханизация» и в дирекции по эксплуатации путевых машин.

Кафедра имеет семь учебных лабораторий по профилирующим дисципли­нам, в том числе три компьютерных класса, техническая база которых позволя­ет осуществлять обучение и подготовку квалифицированных специалистов.

Под руководством профессора В.В. Шаповалова на кафедре создано на­учное направление по динамическому мониторингу мобильных нелинейных фрикционных систем. В рамках данного направления защищены 4 докторские и порядка 45 кандидатских диссертаций. Результаты теоретических экспери­ментальных исследований широко применяются на сети дорог ОАО «РЖД» и промышленных предприятиях России, получены сотни миллионов рублей эко­номии, повышены технико-экономические и экологические показатели машин и механизмов. Результаты работ неоднократно докладывались на международ­ных конференциях и симпозиумах.

Кафедрой опубликовано около 800 научных трудов, 12 монографий, ряд учебников и учебных пособий, рекомендованных для студентов вузов России, обучающихся по направлению «Транспортные машины и транспортно-техно­логические комплексы».

За годы работы кафедрой подготовлены более 3000 специалистов для железнодорожного транспорта, 10 докторов технических наук и более 150 кандидатов технических наук. Не менее 5 человек ежегодно обучается в аспирантуре.