Размер: A A A
Контраст: A A

Заведующий кафедрой д.т.н., доц. Лагунова Елена Олеговна

Адрес: 344038, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

Аудитория: М105

Телефон: +7 (863) 272-65-88

Email: stroi_meh@rgups.ru

Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015

Краткая история кафедры

С 1929 г. по 1937 г. кафедру возглавлял известный ученый, крупный специалист в области сопротивления материалов профессор А.П. Коробов. По разработкам А.П. Коробова в Учебно-производственных мастерских института (УПМ) изготовлено более 30 испытательных машин. Две из них до сих пор надежно работают в лаборатории кафедры. Коробов А.П. приложил много сил, чтобы на кафедре создать лучшую на юге страны испытательную лабораторию.

С 1937 г. по 1941 г. кафедру возглавил профессор Рабцевич А.В.. Он занимался одной из актуальных проблем строительной механики – разработкой методов расчета сложных пространственных статически неопределимых систем. В 1939 г. по этой теме он защитил докторскую диссертацию.

В 1946 г. кафедрой строительной механики руководит проф. Д.А. Кислик. Под его руководством кафедра разместилась в шести аудиториях, где для промышленных и транспортных предприятий Северного Кавказа проводились механические испытания различных материалов и конструкций, давались заключения и консультации по вопросам прочности. Эти традиции кафедра сохранила и по сей день.

В конце сороковых и начале пятидесятых годов в научных исследованиях кафедры сложилось новое направление научных исследований, связанное с применением электромеханических методов измерения напряжений в деталях конструкций, находящихся в условиях статического и динамического нагружения. При кафедре была создана одна из первых на юге страны электромеханическая лаборатория. В ней разрабатывались и изготавливались электротензометрические приборы и установки для нужд института, предприятий народного хозяйства и транспорта. Лаборатория имела специально оборудованный автобус для тензометрических исследований в полевых условиях. Автобус часто выезжал на линию для исследования угона железнодорожного пути.

В начале 60-х годов из-за болезни Д.А. Кислика обязанности зав. кафедрой в течение 2 лет исполняла выпускница МИИТа к. т. н., доцент Писанко И.Н.

Мощная материально-техническая база кафедры, высококвалифицированный научный и кадровый потенциал обеспечивали подготовку студентов.

В конце 50-х годов в стране складывается новое научное направление, связанное с важной народнохозяйственной проблемой - исследование и практическое применение новых полимерных материалов в промышленности и на транспорте. Научные работники и сотрудники лаборатории кафедры развернули обширные исследования механических и динамических свойств различных полимеров. Для исследований проектировались и изготавливались, используя накопленный опыт в электротензометрировании, специальные приборы и лабораторные установки. По заказу института машиноведения АН СССР была изготовлена тензометрическая станция. Разработанный и изготовленный сотрудниками кафедры комплект захватно-динамического устройства с тензометром, предназначенным для исследования пластмасс, в 1963 г. экспонировался на ВДНХ СССР.

С 1961 г. кафедрой руководил к. т. н. доцент С.К. Абрамов. В 1964 г. по инициативе С.К. Абрамова Ученый Совет РИИЖТа принимает решение об организации на базе кафедры отраслевой лаборатории по изучению физико-механических свойств пластмасс. Решение было поддержано Госкомитетом Совета Министров СССР по координации научно- исследовательских работ, МПС и Ростовским Совнархозом.

Лаборатория была открыта в 1965 г. Сотрудниками кафедры был разработан метод экспериментального определения динамических характеристик пластмасс. Метод был утвержден Государственным комитетом Совета Министров СССР в качестве ГОСТа для научно-исследовательских целей (ГОСТ №19873- 74. "Резонансный метод определения динамических модулей упругости и коэффициентов механических потерь при колебаниях консольно закрепленного образца").

В 1973 г. заведующим кафедрой "Строительная механика" избран к.т.н. доц. В.П. Кротов Научная направленность кафедры резко изменилась. Научные сотрудники кафедры в основном стали заниматься проблемами, связанными с прочностью конструкций подвижного состава. Главное внимание уделялось возможности повышения нагруженности грузовых вагонов и вопросам прочностной надежности их элементов.

Для выполнения хоздоговорных работ и научных исследований сотрудниками кафедры были спрооектированы и изготовлены лабораторные установки.

В 1987 г. на должность заведующего кафедрой был избран к.т.н., доцент Е.В. Полтораус. Научная направленность кафедры не изменилась. Особое внимание уделялось учебному процессу и методическому обеспечению студентов по всем дисциплинам, читаемым преподавателями кафедры. Были написаны новые и переизданы ранее изданные методические указания к выполнению расчетно-проектировочным работам по сопротивлению материалов и строительной механике, разработаны новые задания на контрольные и расчетно-графические работаы.

С 1992 г. по 2000 г. кафедра «Строительная механика» была объединена с кафедрой «Теоретическая механика» и называлась кафедрой «Строительная и теоретическая механика». Кафедру возглавил д.т.н. профессор, член-корр. РАН В.И. Колесников. Под его руководством и непосредственном участии выполнялись фундаментальные исследования адгезионного взаимодействия конденсированных сред, послужившие основой для разработки антифрикционных самосмазывающих композиционных материалов на основе полимеров, предназначенных для использования в тяжелонагруженных узлах трения.

С 2001 г. по 2006 г. должность заведующего кафедрой занимал д.т.н. А.И. Русаков. Основные научные направления деятельности заключались в проверке гипотез о распределении вектора состояния системы по серии регрессионных экспериментов в условиях мультиколлинеарности; в оценке состояния линейной системы с помощью рекуррентных алгоритмов; в расчете приведенных масс при ударе; в разработке рациональных алгоритмов использования метода конечных элементов.

С 2013 г. по сентябрь 2014 г. кафедру возглавлял д.т.н., профессор С. А. Кузнецов. Тематика научных изысканий на кафедре относилась к решению вопросов теории механизмов и машин, анализу и синтезу прямолинейно-огибающих механизмов; линейно-монадной теории структуры; динамики и колебаний, устойчивости и нелинейности упругих свойств элементов конструкций.

В период с июня 2006 г. по сентябрь 2013 г. и с сентября 2014 г. по январь 2019 г. кафедру возглавляла к.т.н., доцент Нахимович Ирина Алексеевна. Тематика научных изысканий на кафедре относилась к решению вопросов прочности и надежности конструкций подвижного состава. За время руководства кафедрой большое внимание уделяла учебному процессу и методическому обеспечению.

И.А. Нахимович являлась начальником объединенного научно-исследовательского и испытательного центра НИЧ ФГБОУ ВО РГУПС испытательного центра «Научно-исследовательский испытательный центр «Прочность и надежность конструкционных материалов»». Под ее руководством проводились испытания и измерения в области качества конструкционных материалов, в том числе материалов деталей, поступающих на экспертизу.

Учебная деятельность кафедры

Кафедра «Строительная механика» осуществляет подготовку студентов по программам высшего образования.

На кафедре обучаются студенты 3 специальностей и 3 направлений подготовки по следующим дисциплинам:

Сопротивление материалов

Строительная механика

Для реализации учебных программ кафедра «Строительная механика» располагает собственными учебными аудиториями и лабораторным фондом, которые оснащены мультимедийной техникой и испытательными установками.

Основные направления научной деятельности

Анализ напряженно-деформированного состояния элементов конструкций

Исследование несущей способности колесной пары при повышенных нагрузках

Исследования нелинейных колебаний стержней большой гибкости

В научной работе активное участие принимают студенты. Стали уже традиционными проводимые на кафедре студенческие конференции