Кафедра "Основы проектирования машин"

Заведующий кафедрой: д.т.н., проф. Чукарин Александр Николаевич

Адрес: 344038, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

Аудитория: Б208

Телефон: +7 (863) 272-64-49, +7 (863) 272-62-70

Email: opm@rgups.ru

Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015

Тематика научных направлений:

Виброакустическая динамика технологических процессов и оборудования механической обработки, мостовых кранов и подвижного состава. В честности, шарико – стержневого упрочнения, центробежно-роторного наклепа, виброволновых технологий, металлорежущих и деревообрабатывающих станков, кузнечнопрессового оборудования, грузовых и пассажирских электровозов.

Тематика научных работ:

Теоретические основы работа способности и виброакустическое динамика технологических машин, спецкурс.

Сотрудники кафедры

  1. д.т.н., проф., Демьянов А.А.

Тематика научных направлений:

Методология адаптивного синтеза фрикционно-механических систем

Тематика научных работ:

Механика, детали машин.

  1. к.т.н., доцент, Бондаренко В.А.

Тематика научных направлений:

Безопасность условий эксплуатации мостовых кранов.

Тематика научных работ:

Детали машин и основы конструирования, метрология стандартизация и сертификация.

  1. к.т.н., доцент, Рассохин Г.И.

Тематика научных направлений:

Конструирование и производство изделий из полимерных композитных материалов.

Тематика научных работ:

Конструкции и расчеты деталей.

  1. к.т.н., доцент, Феденко А.А.

Тематика научных направлений:

Виброакустическая динамика металлорежущего оборудования.

Тематика научных работ:

Проектирование и расчеты узлов технологического оборудования, системы управления технологического оборудования.

  1. к.т.н., доцент, Демьянов А.А.

Тематика научных направлений:

Обеспечение безопасности перевозочного процесса и сохранности подвижного состава.

Тематика научных работ:

Анализ и синтез механизмов и узлов механизмов. Теория механизмов.

  1. к.т.н., доцент, Проскорякова Ю.А.

Тематика научных направлений:

Динамические методы обработки поверхностным пластическим деформированием и виброакустики технологического оборудования.

Тематика научных работ:

Теория механизмов и машин, механика, метрология стандартизация и сертификация.

  1. к.т.н., доцент, Буракова М.А.

Тематика научных направлений: Динамический мониторинг смазочных материалов для тяжело нагруженных трибосопряжений.

Тематика научных работ: Трение изнашивание механических передач, триботехнические измерения и испытания, физическое моделирование.

История кафедры

Кафедра была создана в 1929 году и именовалась «Прикладная механика и детали машин».

Возглавил ее видный ученый и педагог, профессор Донского политехнического института Николай Николаевич Дьяков, известный в научных кругах как страстный последователь школы конструктивного направления Сидорова-Худякова. Профессор Н.Н. Дьяков принял энергичные меры по созданию коллектива и организации лаборатории кафедры. Под его руководством были приобретены и созданы новые образцы различных механизмов и машин, лабораторные установки по курсам «Теория механизмов и машин» и «Детали машин», написан для студентов учебный курс «Детали машин». Отличительной особенностью работы кафедры тех и последующих лет является тесная связь с производством. Профессору Н. Н. Дьякову удалось мобилизовать работников кафедры на выполнение проектных работ и активное участие в жизни многих транспортных и промышленных предприятий.

В годы основания на кафедре работали высококвалифицированные специалисты, такие как В.Н. Черкасов, профессор Н.Ф. Бундюков, доцент А.Г. Маевский, И.И. Хорошев (в последствии профессор РИСХМа).

К сожалению, обстоятельства заставили Н.Н. Дьякова в 1937 году уйти из РИИЖТа. Это была большая потеря молодого растущего института.

В 1937 году заведующим кафедрой был назначен молодой кандидат технических наук, доцент П.И. Львовский, занимавшийся вопросами теории упругости и конструирования деталей машин в научной школе профессора А.П. Коробова. Доцент П.И. Львовский запомнился многим как умелый воспитатель студенческой молодежи. Будучи разносторонне образованным человеком, он организовал вокруг себя наиболее талантливых и трудолюбивых студентов, активно вовлекая их в научно – исследовательскую работу.

В самом начале Великой Отечественной войны Павел Исаакович ушел добровольцем на фронт и погиб, защищая свободу и независимость нашей Родины.

В связи с эвакуацией института в г. Тбилиси кафедра «Детали машин» временно была упразднена, а ее функции и учебная нагрузка были переданы на кафедру «Строительная механика», которую возглавил доцент Д.А. Кислик. На кафедру «Строительная механика» перешел и ассистент А.А. Обухов, защитивший позже кандидатскую диссертацию и ставший доцентом.

После возращения института в 1944 году в Ростов-на-Дону заведующим восстановленной кафедры «Детали машин» был назначен кандидат технических наук, Хрисанф Никифорович Дементьев, ранее работавший техноруком учебно- производственных мастерских (УПМ) РИИЖТа. Работая в УПМ, Х.Н. Дементьев еще в довоенный период под научным руководством заведующего кафедрой «Строительной механики» профессора А.П. Коробова создал и организовал массовое производство около 30 машин и приборов для испытания различных материалов. За 20 с лишним лет работы на кафедре доцентом Х.Н. Дементьевым были созданы десятки образцов новых испытательных машин, получены 33 авторских свидетельства на изобретения, написаны более 50 статей и монографий.

Испытательными машинами конструкции Х.Н. Дементьева оснащались лаборатории многих заводов, их использовали в арктических экспедициях, в том числе, и на первом в мире атомном ледоколе «Ленин» для испытаний механических свойств льда.

После войны состав кафедры быстро пополнялся. Возвратились на кафедру ассистент Е.Г. Росливкер, в последствии кандидат технических наук, доцент, приступили к работе ассистенты Ф.А. Петренко и В.А. Воюцель, старший лаборант О.Ф. Омиров и лаборант О.П. Вендровский, ставшие кандидатами технических наук, доцентами, а также лаборанты В.М. Федерко (умер в 1987), ставший в последствии заведующим лаборатории, С.Я. Косенко и К.Е. Старикова, которые отличались необыкновенной добротой, высокой культурой и относились к кафедре как своему дому.

Все сотрудники кафедры самоотверженно участвовали в работе по восстановлению и реконструкции транспортных предприятий. Под руководством доцента А.А. Обухова были спроектированы и построены краны в котельном и тележечном цехах, эстакада и другие объекты для Ростовского паровозоремонтного завода (ныне РЭРЗ).

Постепенно углублялась и расширялась тематика научных исследований кафедры, отрабатывалось и совершенствовалось педагогическое мастерство преподавателей, накапливался опыт воспитательной работы, возрастал уровень учебно- методических разработок.

Кроме госбюджетной научной тематики сотрудники кафедры ежегодно выполняли на 40…50 тысяч рублей хоздоговорных научных разработок. За счет этих средств приобреталось оборудование для учебных лабораторий, создавались испытательные стенды и установки, оснащенные современной аппаратурой.

В то время на кафедре сложились следующие научные направления:

1) Исследование работы зубчатых передач и подшипников.

Этими вопросами занимались:

  • доц. Циханович Л.Г. – «Исследование контактной выносливости кинематических пар», (умер 1986 году);
  • доц. Обухов А.А. – «Исследование и повышение ресурса тяговых зубчатых передач электровоза», (умер в 1986 году);
  • ст. преподаватель Омиров О.Ф.- «Теория зубчатого зацепления» (умер в 1996 году);
  • доц. Вендровский О.П.- «Влияние температурных деформаций на работу буксового узла и выбор пластических смазок», (умер в 1994 году);
  • асс. Красюков А.П. – «Долговечность буксовых подшипников с полыми роликами», (умер в 1989 году);
  • доц. Квасов В.И. – Работал на кафедре до 1994 года, затем с 1999-2004 г. Его научная работа посвящена селективному методу подбора подшипников буксовых узлов.

2) Повышение эксплуатационной надежности и долговечности деталей и узлов подвижного состава и подъемно- транспортных машин. Этими вопросами занимались ст. преподаватель Гулькин Б.В. (умер в 1993 году), ст. преподаватель Плешаков А.А. – ветеран войны ( умер в 1984 году).

3) Исследование и проектирование катковых стендов для испытания узлов и единиц подвижного состава. Эти направления весьма плодотворно разрабатывались доц. Лысиковым А.И. (работал на кафедре с 1969 года по 1989 год, затем 1999-2002 г.) и асс. Кучеренко А.П. Многие из этих работ были внедрены и на некоторые из них получены авторские свидетельства.

4) Над темой «Исследование и совершенствование конструкции подъемно-транспортных машин» работал доц. Сепетый А.Л.

Со дня основания кафедры в 1929 году заведующими работали: профессор Н.Н. Дьяков (1929-1937 г.г.); к.т.н., доц. П.И. Львовский (1937-1941 г.г.); к.т.н., доц. Х.Н. Дементьев (1944-1966 г.г.); к.т.н., Л.Г. Циханович (1966-1977 г.г.); профессор Е.А. Ковалев (1977-1999 г.г.), д.т.н., профессор В.Г. Козубенко (1999-2007 гг.).

С2007 г. по настоящее время заведующий кафедрой д.т.н., профессор Чукарин Александр Николаевич.

За добросовестный, многолетний труд были награждены следующие преподаватели: В.Г. Козубенко- изобретатель СССР, имеет 3 серебряных, и 3 бронзовых медали ВДНХа; профессор Козубенко В.Г. награжден именными часами начальника Северо - Кавказкой железной дороги; знаком «Почетный железнодорожник» награждены профессор Е.А. Ковалев и профессор В.Г. Козубенко; два преподавателя - отличники высшей школы - проф. Е.А. Ковалев и доц. Г.С. Николаева.

Ведущим направлением в научных исследованиях кафедры было комплексное изучение работы зубчатых передач и подшипников при большом разнообразии условии эксплуатации, скоростных и нагрузочных режимов. Более 60 % сотрудников кафедры занимались этой проблемой.

Эти темы удачно сочетались с содержанием читаемых на кафедре учебных дисциплин, так как базировались на общей основе исследования вопросов трения и износа, повышения контактной прочности и надежности узлов и деталей машин. Сотрудники кафедры по результатам научных исследований напечатали сотни статей в различных изданиях, выступали с докладами и сообщениями на всесоюзных, республиканских, региональных и других научных конференциях в Москве, Санкт- Петербурге, Куйбышеве, Перми, Киеве, Ташкенте и других городах, получили десятки авторских свидетельств и патентов на изобретения.

Хотя кафедра является общетехнической, она долгие годы выполняла роль профилирующей - выпускала инженеров- механиков вплоть до конца семидесятых годов.

Даже после образования профилирующих кафедр «Путевые и строительные машины» и «Эксплуатация и ремонт путевых и строительных машин» (1971 год), на кафедре «Детали машин» кроме «своих» учебных дисциплин - «Теория машин и механизмов»; «Детали машин»; «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения»; «Расчет и конструирование точных механизмов»; «Прикладная механика» читался курс «Подъемно-транспортные машины» и по нему велось дипломное проектирование.

Начиная с основания кафедры, преподавание всех предметов велось на очень высоком научно-методическом уровне. Все преподаватели отличались высокими требованиями как к себе, так и к обучаемым студентам.

Обязанностью всех вновь поступивших на кафедру сотрудников было обязательно прослушивание лекции старших, более опытных доцентов. Регулярно практиковалось взаимное посещение лекций. Сотрудников кафедры отличает высокая щепетильность в отношениях со студентами.

В настоящее время кафедра, сохраняя преемственность и традиции в учебной, учебно-исследовательской работе, активно внедряет современные методы обучения и научного поиска, продолжает искать новые формы и методы.

Преподавание ведется на следующих факультетах:

  • «Дорожно-строительные машины»,
  • «Электромеханический»,
  • «Энергетический»,
  • «Управление процессами перевозок»,
  • «Гуманитарный»,
  • «Заочном».

Учебно-методическая работа

Читаемые дисциплины

  • «Теория машин и механизмов» (ТММ),
  • «Детали машин и основы конструирования» (ДМ и ОК),
  • «Механика»,
  • «Механика. Прикладная механика» (М.ПМ),
  • «Прикладная механика» (ПМ),
  • «Метрология, стандартизация и сертификация» (МСиС),
  • «Основы взаимозаменяемости» (ОВЗ);
  • «Основы проектирования механических передач грузоподъемных машин» (ОПМГРМ),
  • «Теория машин и механизмов. Детали машин и основы конструирования» (ТММ. ДМиОК).

На кафедре осуществлено полное методическое обеспечение читаемых дисциплин, со студентами проводятся консультации, комиссионные защиты и конкурсы курсовых проектов.

Учебно-лабораторная база состоит из 4 лабораторий: «Детали машин и основы конструирования», «Теория машин и механизмов», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Прикладная механика», которые полностью оснащены необходимыми машинами, оборудованием, опытными установками, макетами и схемами; имеются ЭВМ.

Научно-исследовательская работа кафедры в последние годы ведется в русле выполнения основных научных направлений факультета: «Повышение безопасности движения, надежности и долговечности узлов и деталей технических средств транспорта».

Научные направления кафедры:

1. Теория и методы обеспечения виброакустической безопасности технологических и транспортных машин (проф. Чукарин А.Н., доц. Репешко Н.А., доц. Кучеренко А.П., доц. Финоченко Т.А., доц. Раздорский С.А., асс. Лещенко А.Н., асс. Вялов С.А.).

2. Подшипники сухого трения электровозов (д.т.н., проф. А.А. Демьянов).

3. Вагонные фрикционные замедлители и противоползунная система для горок (доц. А.А. Демьянов, асс. Горелова О.С.),

4. Повышение долговечности и надежности зубчатых передач, работающих при ресурсном смазывании пластичными смазочными материалами (декан заочного факультета доц. А.А. Замыцкий),

5. Повышение стойкости режущего инструмента (доц. Г.С. Николаева).

6. Конструирование и производство изделий из полимерных композиционных материалов (доц. Рассохин Г.И.).

7. Повышение износостойкости тяжелонагруженных зубчатых передач путевых и строительных машин (к.т.н., доц. М.А. Буракова).

Сегодня весь научный потенциал кафедры работает над проблемой повышения безопасности движения, надежности и долговечности узлов и деталей технических средств транспорта.

За период с1995 г. по2011 г. было опубликовано более 400 работ, в том числе 90 в центральной печати, участие в 34 научных конференциях и семинарах, 16 из которых международные, получили 14 патентов на изобретения, 6 монографий.

За 2011 год по результатам научной работы было опубликовано 49 работ, сотрудники кафедры приняли участие в 10 научных конференциях и семинарах, 4 из которых международные, получили 2 патента на изобретения.

На кафедре имеется аспирантура, в которой обучаются 9 аспирантов. Ведется работа в студенческом конструкторском бюро (СКБ). Результаты этих работ ежегодно докладываются на студенческих научно-технических конференциях университета.

В 1999 году кафедра была переименована в «Основы проектирования машин».