Размер: A A A
Контраст: A A

История

История федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» началась 30 мая 1929 года, когда Коллегия Народного Комиссариата путей сообщения СССР приняла решение об организации в г. Ростове-на-Дону «Механического института транспорта». 3 июля 1929 года вышло постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по обеспечению народного хозяйства кадрами инженеров», утверждающее список новых учебных заведений, куда вошел и институт транспорта в г. Ростове-на-Дону.

12 июля 1929 года решением Коллегии Народного Комиссариата путей сообщения СССР вуз был переименован в Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС).

1 октября 1929 года 292 студента первого набора РИИПС приступили к занятиям на трех факультетах: железнодорожном, водном и автодорожном. Вуз стал южным форпостом подготовки кадров для транспорта РСФСР и союзных республик: Армении, Азербайджана и Грузии.

К середине 30-х годов ХХ века была создана учебно-лабораторная и производственная база и завершился процесс реорганизации РИИПСа в отраслевой железнодорожный втуз. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 29 декабря 1934 года он был преобразован в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ).

В годы Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Тбилиси. Несмотря на трудности военных лет, коллектив вуза продолжал подготовку специалистов для железнодорожного транспорта и вел научные исследования. В первые дни войны многие сотрудники и студенты РИИЖТа вошли в народное ополчение, ушли на фронт.

В августе 1944 года РИИЖТ возвратился из эвакуации в родной город. За годы оккупации материально-техническая база института была почти полностью разрушена, поэтому все внимание коллектив вуза направил на восстановление и обновление института. В последующие годы РИИЖТ расширялся и укреплялся, появились новые факультеты, кафедры, лаборатории и кабинеты, учебные и производственные помещения.

Результатом плодотворной многолетней деятельности стало превращение вуза к началу 90-х годов в крупнейший учебно-научный и культурный комплекс Северо-Кавказского региона и отрасли.

К 50-летию институт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1993 году вуз получил новый статус «университет» и стал именоваться «Ростовский государственный университет путей сообщения». На рубеже веков в РГУПС была осуществлена масштабная реконструкция, модернизация научно-технической, учебной и научной базы. В 2000 году РГУПС получил Диплом Министерства образования Российской Федерации за достижения в развитии внутривузовской системы качества подготовки специалистов.

С момента основания и до 2004 года университет входил в систему Министерства путей сообщения Российской Федерации, которое осуществляло функции его учредителя. С 2004 года РГУПС находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта.

За 87 лет федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» подготовил более 82 тысяч специалистов для транспорта и других отраслей хозяйства страны. Выпускники университета трудятся во всех 6 субъектах Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, а также в других регионах России и стран СНГ.

Сегодня ФГБОУ ВО РГУПС осуществляет подготовку инженеров путей сообщения по всем основным железнодорожным специальностям, а также инженеров широкого профиля, экономистов, юристов, специалистов по управлению персоналом, туризму, рекламе и связи с общественностью. В университетском комплексе обучается более 24 тысяч студентов по 115 образовательным программам высшего образования и 24 образовательным программам среднего профессионального образования. В структуру университетского комплекса входит лицей, в котором обучаются около 300 учащихся, техникум с контингентом 1200 человек, филиалы высшего профессионального образования в городах: Минеральные Воды, Туапсе, Воронеж и филиалы, обучающие по программам среднего профессионального образования в городах: Владикавказ, Волгоград, Каменск-Шахтинский, Лиски, Тихорецк, Воронеж, Тамбов, Елец.

В университете работают более 4000 сотрудников, в том числе более 1250 преподавателей и научных работников.

Основной формой подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» являются докторантура, аспирантура и соискательство.

Аспирантура была открыта в 1930 году, докторантура – в 1993 году. За последние 40 лет в аспирантуре прошли подготовку 1311 человек, из них – 555 человек защитили кандидатские диссертации. Учитывая все формы подготовки кадров высшей квалификации, за этот период университетом подготовлено 829 кандидатов и 95 докторов наук.

Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре ведется по 14 направлениям подготовки и 25 направленностям.

В университете функционируют 2 докторских диссертационных совета.

Проводятся студенческие научно-практические конференции, в работе которых ежегодно принимают участие более 3800 студентов и лицеистов университета. По результатам работы конференций издаются сборники научных трудов.

За лучшую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах России студенты ФГБОУ ВО РГУПС неоднократно награждались медалями и дипломами.

В университете более 4000 студентов участвуют в госбюджетных научно-исследовательских работах, 107 студентов участвуют в научно-исследовательских хоздоговорных работах университета, имеются 5 студенческих конструкторских бюро и более 200 студенческих кружков.

Деятельность университета направлена на решение актуальных задач научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте и в других отраслях экономики. Ученые университета принимают активное участие в подготовке комплекса программных материалов, определяющих стратегические цели и задачи, перспективы развития транспорта на Северном Кавказе. Это, в частности, федеральная целевая программа «Юг России», федеральная программа социально-экономического развития юга России, концепция развития транспортного комплекса Ростовской области до 2025 года, концепция развития водного транспорта Азово-Донского бассейна, программа развития инновационной деятельности в Ростовской области. В интересах организаций жилищно-коммунального хозяйства и предприятий города Ростова-на-Дону проводится исследование процессов теплоснабжения с целью снижения их потерь, георадиолокационный мониторинг объектов инфраструктуры, энергоаудит и экологический контроль.

Студенты, аспиранты, преподаватели РГУПС участвуют в крупнейших международных научных конференциях «ТрансТелеком», «ТрансЖАТ» образовательных и научно-технических выставках, симпозиумах (например, в международной транспортной выставке «Иннотранс» в Берлине, международных транспортных и образовательных форумах в Пекине, Франкфурте и др.).

Большое внимание уделяется информатизации университета. В вузе реализован уникальный лабораторно-тренажерный комплекс «Виртуальная железная дорога», который позволяет проводить масштабные деловые игры с отработкой навыков взаимодействия и слаженной работы различных участников перевозочного процесса, как в штатных ситуациях, так и при отказе технических средств и различных нештатных ситуациях, возникающих на реальной железной дороге.

Значительное внимание уделяется организации воспитательной работы со студентами. Важным аспектом является трудовое воспитание. Традиционно функционируют студенческие отряды: строительные и педагогические, проводников и помощников машинистов, добровольного труда и информационного обеспечения. Проведен слет-конкурс студенческих отрядов железнодорожных вузов России.

В университете сохранены и развиваются лучшие традиции студенческого сообщества: шефство над детскими домами и ветеранами войны и труда; выезды агитпоездов творческих коллективов; студенческие строительные отряды и отряды проводников и многое другое.

Студенческие строительные отряды принимали участие в освоении целинных земель, строительстве БАМа, «Атоммаша», железнодорожных объектов, жилых и промышленных зданий. Бойцы студенческих строительных отрядов, в течение пяти лет ударно трудились на возведении объектов Олимпиады «Сочи - 2014». Более 50 студентов вуза приняли участие в волонтерском движении на зимних Олимпийских играх в г. Сочи, четверо студентов – факелоносцев приняли участие в эстафете Олимпийского огня в г. Ростов-на-Дону.

Коллектив университета - инициатор многих гуманитарных акций, в числе первых приходил на помощь пострадавшим от стихийных бедствий в г. Ленинакане, ст. Барсуковской, г. Крымске, от террористических актов в г. Беслане, г. Цхинвале; социальных проектов, таких как «Добрая дорога детства», «Святость материнства», «Молодая семья». Студенты РГУПС стали инициаторами грандиозных мероприятий благотворительной акции «Дорогой памяти по дорогам Победы!», посвященных 70-ти летию Победы в Сталинградской битве и освобождению Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков, в которой приняли участие студенты всех железнодорожных вузов России. В университете силами студентов создана «Патриотическая комната», которая стала победителем в городском конкурсе социальных проектов. Ежегодно проводится областная военно-патриотическая игра «Эстафета Победы» для школьников, студентов и молодых специалистов Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Коллектив университета сотрудничает с Ростовской Епархией РПЦ, многими общественными организациями. Рядом с университетом построен храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, стали традиционными Димитриевские образовательные чтения, Межрегиональные проекты университета в рамках Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» трижды становились победителями.

Ростовский государственный университет путей сообщения как один из ведущих образовательных центров Дона и юга России играет важную роль в обеспечении экономики региона и страны современными квалифицированными специалистами.