КОМПЛЕКСЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

Развитие дорожных центров управления движением поездов требует использования современных технических средств обеспечения диспетчерского ру-ководства и информационного взаимодействия со смежными системами обработки и хранения данных.

Разработанная в научно-исследовательской лаборатории «Системы диспетчерского контроля и управления» (НИЛ СДКУ) и принятая к тиражиро-ванию на сети железных дорог РФ система диспетчерской централизации с распределенными контролируемыми пунктами «ДЦ-ЮГ с РКП» успешно внедрена в постоянную эксплуатацию на Северо-Кавказской, Красноярской железных дорогах, в Республике Казахстан. Ведется строительство и проек-тирование на Западно-Сибирской и Юго-Восточной железных дорогах.

Открытая системная архитектура, простота конфигурирования сети, стандартные протоколы обмена данными обеспечивают информационное взаи-модействие систем смежных участков, автоматическую трансляцию номеров поездов, возможность объединения/разъединения объектов управления.

Программно-технический комплекс «ДЦ-ЮГ с РКП» имеет сертификаты со-ответствия в системе сертификации ГОСТ-Р Госстандарта России (№РОСС RU.ЖА02.Н00038 от 27.03.2008 г.) и Регистра сертификации на Федеральном же- лезнодорожном транспорте «РС ФЖТ» (№ССЖТ RU.ЦШ08.Г.00383 от 04.09.2008 г.).

Проектирование проводится по «Типовым материалам проектирования 410411-ТМП-2007 г.» с использованием специализированной САПР.

По решению №2283 от 25.12.2007 г. Федеральной службы технической экс-пертизы и контроля (ФСТЭК России) ЗАО «ИБ Транс» проведены сертификационные испытания программного обеспечения «ДЦ-ЮГ с РКП» на отсутствие не декларируемых возможностей и подготовлено положительное заключение.

Основные технические решения распределенных контролируемых пунктов защищены патентами и свидетельствами на изобретения.

«ДЦ-ЮГ с РКП» включает в себя аппаратуру контролируемых пунктов (КП) и центрального поста (ЦП) управления, объединенных кольцевой и/или радиальной сетью магистральной связи.

Комплекс технических средств модернизированного распределенного контролируемого пункта (КТС-РКП) предназначен для компоновки линейных подсистем диспетчерской и станционной релейно-процессорной централизаций. КТС-РКП содержит свыше 15 типов функциональных блоков различных модификаций, объединенных локальной сетью CAN ISO-11898 в режиме полного резервирования.

Новая разработка НИЛ СДКУ - релейно-процессорная централизация «РПЦ-ДОН» обеспечена нормативной и эксплуатационно-технической документацией, согласованной ПКТБ-ЦШ, ГТСС, ИЦ ЖАТ ПГУПС, ОАО «ЭЛТЕЗА» и утвержденной ЦШ ОАО «РЖД». Оборудование прошло испытания на ЭМС и безопасность функционирования.

Основа системы – полное резервирование всех компонентов технических средств рабочего места дежурного по станции, дежурного электромеханика, станционных локальных сетей, центральных блоков РКП-Ц, модулей сопряжения с исполнительными устройствами. Реализация локальной сети РКП на базе стандартов CAN обеспечивает работу в режиме жесткого реального времени и высокую устойчивость к помехам; бесконфликтный аппаратный арбитраж доступа к сети без потери пропускной способности; надежный контроль ошибок передачи и приема данных. Использование одной из основных в мировой практике операционной системы реального времени QNX способствует достижению требуемого уровня информационной безопасности.

В системе производятся измерения широкого спектра электрических параметров исполнительной группы РПЦ и напольного оборудования. Результаты представляются в табличном или графическом виде периодически или при отклонении от нормы.

Основные классы функций «РПЦ-ДОН»:

  • Автономное (от ДСП) и централизованное (из дорожного центра или с соседней крупной станции) управление;
  • Диагностирование релейных и процессорных средств на основе непрерывного логического и параметрического контроля;
  • Автоматизированное документирование технологических событий в астрономическом времени, ведение статистических баз данных;
  • Информационное взаимодействие с АСУ всех уровней, станционными систе-мами обеспечения безопасности, средствами железнодорожной автоматики и телемеханики;
  • Определение санкционированности доступа персонала.

Рациональное сочетание в «РПЦ-ДОН» релейных и процессорных компонентов, использование распределенных резервированных структур повышают эксплуатационную надежность, сокращают сроки оборудования станции системой, обеспечивают невысокие показатели удельной стоимости аппаратуры и работ на одну стрелку.

Результаты разработки, внедрения, сопровождения систем «ДЦ-ЮГ с РКП» и «РПЦ-ДОН» рассмотрены и одобрены на выездном заседании секции НТС ОАО «РЖД» «Комплексные проблемы транспорта», проведенном в сентябре 2008 г. на базе РГУПС по поручению президента В.И. Якунина. Системы рекомендованы к тиражированию на сети железных дорог.

Насыщение железных дорог сложными программно-аппаратными средствами требует организации квалифицированной подготовки и переподготовки специалистов. На основе принятых в ДЦ-ЮГ с РКП и РПЦ-ДОН технических решений в РГУПС организованы научно-учебные лаборатории.

Основой организации занятий является изучение алгоритмов и конкретных схемотехнических решений, способов подключения к исполнительным устройствам, методов определения неисправностей, программных пакетов корректировки описания станций. Ежегодно на кафедре «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» проходят переподготовку и аттестуются более 200 специалистов, что способствует повышению качества эксплуатации современных систем управления.

Кафедра «Автоматика и телемеханика на ж.д.т.»
Научно-исследовательская лаборатория
«Системы диспетчерского контроля и управления»
Руководитель - к.т.н., проф. И.Д. Долгий