Моторно-осевые подшипники являются динамически нагруженными узлами трения, от которых в значительной степени зависит безопасность движения, эксплуатационная надежность, объем технического обслуживания, межремонтные пробеги и ремонт всего колесно-моторного блока (КМБ).
Причинами непланового ремонта КМБ локомотивов являются перегрев и задиры вкладышей МОП, недостаточная подача смазки в зону трения, низкая несущая способность масляного клина вкладыша, особенно при малых скоростях движения локомотива. Все это способствует резкому увеличению износа баббитового слоя.

Предлагается модернизированный моторно-осевой подшипник с фторопластовыми вставками. Антифрикционные свойства вставок позволяют увеличить износостойкость поверхностного слоя вкладышей МОП и обеспечивают более устойчивый их режим работы.

От использования предлагаемого решения достигается:

  • Повышение ресурса работы КМБ более чем в 3 раза;
  • Существенное уменьшение ремонтно-восстановительных работ.

Предложенный модернизированный МОП позволяет использовать эффект пористого материала для подпитки смазки в зону трения при смазочном голодании и эффект самосмазывающего фторопластового материала. При этом повышается работоспособность и долговечность МОП.

В 1991-97 г.г. на СКЖД МПС РФ внедрено модернизированных МОП:

  • В локомотивном депо ст. Морозовская на тепловозах - 32;
  • В локомотивном депо ст. Батайск на ВЛ-80к - 2;
  • В Локомотивном депо ст. Кавказская на электровозах ВЛ-60к-30.
  • Проходит испытание безбаббитовый МОП на электровозе ВЛ-60к в
  • Локомотивном депо ст. Кавказская.

Новизна данного решения подтверждена приоритетом на выдачу патента Российской Федерации от 9.05.92 г.

Разработчик: кафедра "Высшая математика-2", руководитель - д.т.н. проф. Ахвердиев К.С.