Заведующий кафедрой д.т.н., проф. А.Д. Петрушин.

Адрес: 344038, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

Аудитория: М204

272-64-90

E-mail: eps@rgups.ru

Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015

Выпускающая кафедра «Электрический подвижной состав» готовит специалистов в области разработки, проектирования и эксплуатации подвижного состава.

Процесс обучения базируется на использовании современного оборудования и компютерных технологий.

Студенты нашей специальности готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:

- производственно-технологическая;

- организационно-управленческая;

- проектно-конструкторская;

- научно-исследовательская.

Выпускаемая специальность

  • 23.05.03 – «Подвижной состав железных дорог»

Специализации:

  • «Электрический транспорт железных дорог»
  • «Высокоскоростной наземный транспорт»

Со дня основания заведующими кафедрой работали:

д-р техн. наук, проф. Т.А. Тибилов (1970-1979 гг.);

канд. техн. наук, доц. Е.А. Чеботарев (1980-1984 гг.);

д-р техн. наук, проф. А.П. Павленко (1984- 1986 гг.);

канд. техн. наук, доц. А.Г. Оганесьянц (1986-1992 гг.);

канд. техн. наук, проф. Р.Х. Уразгильдеев (1992 – 2007гг.);

д-р техн. наук, проф. А.Д. Петрушин (с 2006г. по настоящее время).

Учебно-лабораторная и научно-исследовательская база

Кафедра располагает учебно-лабораторной и научно-исследовательской базой, в состав которой входят следующие лаборатории:

  • «Электрооборудование ЭПС»,
  • «Автоматизация систем управления ЭПС»,
  • « Конструкция и динамика ЭПС»,
  • «Электрические железные дороги и электрическая тяга»,
  • «Электрические аппараты»,
  • «Электронная и преобразовательная техника»,
  • «Высокоскоростной транспорт».

Лабораторная база кафедры успешно развивается. В период с 2002 по 2011 год модернизированы и оснащены новым оборудованием все учебные лаборатории.

Лаборатория «Автоматики и диагностики» оснащена 6-ю современными компьютерами, установлен стенд «Вентильно- индукторный тяговый электропривод», на котором студенты изучают переходные процессы при пуске и торможении перспективного тягового двигателя.

В лаборатории «Конструкции и динамики ЭПС» изготовлены и установлены для обучения студентов стенды САУТ–Ц (система автоматического управления тормозами) с системой сбора информации о движении КПД–3 и БУВИП (блок управления выпрямительно-инверторного преобразователя).

Использование указанных стендов позволяет на современном уровне и требованиях производства вести подготовку инженеров.

Проходят занятия в комплексной лаборатории «Электрические железные дороги и электрическая тяга». Усвоение теоретических знаний проходит быстрее, если имеется современное оборудование, применяемое на электроподвижном составе.

Значительная часть лабораторных занятий и научно- исследовательских работ производится на производственных площадях РЭРЗа, НЭВЗа, локомотивного депо Ростова и Батайска.

В лаборатории «Автоматизация систем управления ЭПС» студенты овладевают навыками работы с современными системами автоматизации процессов управления на электроподвижном составе.

Кафедра использует научно-исследовательское оборудование межкафедральных лабораторных комплексов «Виртуальная железная дорога» и «Оптимальное управление подвижным составом». Учебные помещения и лаборатории кафедры обеспечены приборами и оборудованием специального назначения.

Студенты нашей специальности имеют широкие возможности в общении с коллегами железнодорожных вузов страны через мировую глобальную информационную сеть – интернет. Для этого создан вычислительный центр кафедры ЭПС, оборудованный современными высокопроизводительными компьютерами.

Основные направления научных исследований

Научно-исследовательская деятельность кафедры направлена на решение актуальных проблем развития железнодорожного транспорта, таких как:

- тяговый асинхронный и вентильно-индукторный электропривод перспективных электровозов;

- динамика электрического подвижного состава. Исследования сцепных свойств колеса и рельса;

- автоматизированная испытательная станция для послеремонтных испытаний электровозов переменного тока;

- эксплуатация и ремонт ЭПС;

- экономия электрической энергии на тягу поездов;

- совершенствование динамико-прочностных качеств перспективного ЭПС;

- повышение тяговых качеств электропоездов;

- повышение надежности оборудования ЭПС;

- техническая диагностика электрического оборудования электровозов;

- совершенствование учебного процесса по новым учебным планам с разработкой методических материалов по проблемам высшей школы.

К исследовательской работе активно привлекаются студенты.

Результаты научных работ широко используются в лекциях по дисциплинам "Надежность и диагностика ЭПС", "Динамика ЭПС", "Математические модели локомотивов в расчетах на ЭВМ", а также в лабораторных работах, курсовом и дипломном проектировании. Многие разработки выполнены на уровне изобретений. За последние пять лет получено 12 патентов на изобретения. Результаты научных исследований публикуются в различных изданиях и докладываются на университетских, отраслевых и международных конференциях.

Активно в научной работе участвуют аспиранты. В 2010 году молодой коллектив аспирантов участвовал в конкурсе на право заключения с Министерством образования и науки Российской Федерации государственного контракта на выполнение поисковых научно- исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013. В августе 2010 года решением конкурсной комиссии были признаны победителями по лоту 7. 2010-1.1-231-095. «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных средств». А уже в сентябре был заключен государственный контракт на проведение научных исследований по предложенной в заявочных материалах теме: «Создание энергоэффективного безредукторного двигателя электропоезда».

Краткая история

Приказом по институту от 14 июля 1970г. была организованна самостоятельная кафедра "Электрический подвижной состав" на базе учебных дисциплин кафедры "Конструкция и ремонт локомотивов", по которым велась подготовка специалистов по электрическому подвижному составу, с сентября1970 г. Возглавил ее талантливый ученый, педагог и воспитатель молодежи д-р технических наук, профессор Т.А. Тибилов. В этом же году кафедра вошла в состав нового факультета РИИЖТа – "Электрификация железных дорог".

Быстрыми темпами развилась лабораторная база. Активное участие в этой работе принимали не только сотрудники, но и студенты.

За счет централизованного снабжения лаборатории кафедры пополнились комплектами уникальной аппаратуры (электрическое оборудование электроподвижного состава переменного и постоянного тока, автоматизированные системы управления, электронные моделирующие установки МН-7 и МН-10М и др.), которая позволила в учебном процессе и в научных исследованиях готовить данные для ЭВМ, и получать такие результаты вычислений, что полностью исключило участие человека в статистической обработке информации на этапе от ввода ее в машину до получения результатов.

В1975 г. кафедра пополнялась новыми опытными преподавателями. На кафедру пришли канд. техн. наук доц. Л.М. Гороховиков, канд. техн. наук, ст. преподаватель А.Г. Оганесьянц, канд. техн. наук, ассистент Р.Х. Уразгильдеев, канд. техн. наук, ст. научный сотрудник А.И. Пинчук, которые стали вести цикл дисциплин, связанных с теорией электрической тяги, ремонтом и эксплуатацией электровозов.

Большое внимание кафедра обращала на проведение производственной практики студентов. По образному выражению профессора Т.А. Тибилова практика была "мостиком" между теорией и практикой. Кафедра стремилась этот мостик сделать более прочным и эффективным.

Большое место в своей работе кафедра отводила научным исследованиям. Научные исследования кафедры были направлены, как и НИР всех кафедр транспортных вузов, на решение основной проблемы железнодорожного транспорта того времени – повышение провозной и пропускной способности железных дорог.

В этот период в качестве научных сотрудников начали работу на кафедре бывшие выпускники РИИЖТа А.М. Матва, В.Г. Рубан, В.В. Новиков, И.В. Волков, пополнившие затем состав преподавателей кафедры. Профессор Т.А. Тибилов одним из первых в институте увидел перспективы внедрения ЭВМ в учебный процесс, активно проповедуя преимущества цифровой техники.

В этот период на кафедре был создан самостоятельный вычислительный центр с использованием ЭЦВМ "Наири" в комплексе с устройством "Силуэт", аналоговых машин МН-10 и "Экстрема" выполнялись АИР, курсовые работы, дипломные проекты, писались диссертации.

Результаты научной работы кафедры были отражены в более 100 статьях, опубликованных в различных изданиях и доложены на Всесоюзных и Международных конференциях. Профессором Т.А. Тибиловым была опубликована монография по исследованиям нелинейных колебаний подвижного состава. Получено несколько патентов и авторских свидетельств на изобретения. При участии А.А. Резниченко и А.И. Пинчука был разработан и изготовлен действующий стенд для исследования параметров левитации соленоида переменного тока над вращающимся алюминиевым диском. Стенд позволял вести исследования для скоростей движения, превышающих400 км/ч. Также по результатам этих исследований под руководством профессора Т.А. Тибилова, А.А. Резниченко и В.В. Новикова были защищены кандидатские диссертации.

В начале 80-ых годов под руководством д-р техн. наук, проф. Т.А. Тибилова и канд. техн. наук Ю.С. Оболенского при активном участии сотрудников кафедры В.Г. Рубана, И.В. Волкова, А.М. Матвы, В.Н. Семенова по хоздоговорным темам с ВЭлНИИ был проведен большой цикл исследований с целью выбора ходовой части и улучшения поперечной динамики электровоза ВЛ-85 для БАМа. Выполненное исследование позволило научно обосновать осевую формулу ходовой части шестиосных секций электровозов. Результаты исследований обеспечили НЭВЗу многомиллионный экономический эффект, основанный, в частности, на переходе к унифицированной двухосной тележке. Обоснованная сотрудниками кафедры структура ходовой части явилась базой нового типажа современных магистральных электровозов, таких как ЭП-10, ЭП -1, ЭП-З, Э-З, Э-5 и др. В1990 г. старшим научным сотрудником В.Г. Рубаном по материалам исследований была защищена кандидатская диссертация. В1988 г. кафедра перешла на новый учебный план специальности "Локомотивы" по специализации "Электровозы и электропоезда" и была передана с факультета "Электрификация железных дорог" на механический, который стал называться электромеханическим. В1994 г. в кафедру "Электроподвижной состав" влилась кафедра "Электроника и электротехника".

С1995 г. кафедра перешла на подготовку инженеров по новым учебным планам специальности "Электрический транспорт" (железнодорожный транспорт) со специализацией "Электровозы и электропоезда".