История кафедры "Теоретическая механика"

Кафедра теоретической механики РИИЖТа создана с момента образования ин-ститута в 1929 году.

Первым заведующим кафедрой был профессор, доктор прикладной математики Дмитрий Никанорович Горячев. Он окончил Московский университет в 1889 г., и через десять лет там же защитил магистерскую диссертацию на тему: "О некоторых случаях движения прямолинейных П-образных вихрей". Докторскую диссертацию защитил в Московском университете в 1912 г. на тему: "Некоторые общие интегралы в задаче о движении твердого тела".

Горячев Д.Н.
профессор Горячев Д.Н.


Дмитрий Никанорович - талантливый ученик Н.Е. Жуковского, в Московском университете был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Его студенческая работа "Определение продолжительности удара упругих тел" была удостоена серебряной медали. После сдачи магистерских экзаменов и защиты магистерской диссертации Д.Н.Горячев преподавал механику и математику в Московском высшем техническом училище. В 1909 г. он был избран экстраординарным профессором кафедры механики Варшавского университета. Вместе с коллективом Варшавского университета в 1915 г. он переехал в г. Ростов-на-Дону.

Профессор Горячев Д.Н. был блестящим лектором. Его лекции по механике и математике в вузах Ростова и Новочеркасска, так же как и его научно- популярные лекции, особенно о воздухоплавании, пользовались неизменным успехом у студентов и широких кругов населения. Его исследования в области механики относились к общей механике, динамике твердого тела с одной неподвижной точкой и гидродинамике. Результаты его исследования случая движения твердого тела с неподвижной точкой, когда А=В=4С, входит в учебники как "случай Горячева". Долгое время пользовались авторитетом и его учебники по математическому анализу и аналитической геометрии для средних школ.

Зильберман Я.С.
доцент Зильберман Я.С.


В 1931 г. после окончания физико-математического факультета Ростовского госуниверситета на кафедру приходит ассистентом Зильберман Я.С. В 1937 году он избирается на должность доцента. В 1942 г. после эвакуации института Яков Семенович становится заведующим кафедрой теоретической механики и заведует ею до 1956 г. Научное направление доцента Зильбермана Я.С. - разработка метода приведенных ускорений для исследования механизмов. По этой тематике в 1958 г. им была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата тех-нических наук.

Во время Великой Отечественной войны в начальный период эвакуации института с 9.12.1941 г. по 6.04.1942 г. кафедрой заведовал д.т.н. , профессор Рабцевич А.В. а с 1.05.1942 г. по 1.12.1942 г. - Кислик Д.А.

В 1956 г. заведующим кафедрой был избран доцент Евсюков В.П. Круг его научных интересов связан с исследованиями в области автотормозов и динамикой тягового привода электровоза. Многие годы под его руководством кафедра сотрудничала с Новочеркасским электровозостроительным заводом в вопросах совершенствования привода, динамикой его воздействия на путь, перспективными разработками опорно-рамной подвески двигателя, повышением работоспособности и надежности привода и оптимизацией его параметров. Всеволод Павлович Евсюков заведовал кафедрой до 1973 г., когда его на этой должности сменил Николай Иванович Попов. Он занимался научной работой в области теории упругости и строительной механики (предельное состояние неопределенных арок).

В разные годы на кафедре работали Кореневский В.И. , Оборотов И.П. (ставший позже деканом механико-математического факультета РГУ), Салтамов Т.В., Кротов В.П., Абрамова Н.М., Черняк И.М. (долгие годы проработавший деканом электромеханического факультета), Рубцов К.К., Шепелев Б.З., Вильданов Г.Г., Ю.А. Евдокимов (известный специалист в области трения, износа и смазки) и другие.

В 1968 г. на кафедру пришли выпускники РИИЖТа Вишневецкий Г.И. и Фроянц Г.С. , которые успешно занимались исследовательской работой, связанной с динамикой электровоза ВЛ-80. Фроянц Г.С. разрабатывает методику исследования автоколебаний в тяговом приводе электровоза при боксовании и в 1973 г. защищает кандидатскую диссертацию по этой тематике. Исследованию динамических усилий, возникающих в приводе локомотивов при некоторых тяжелых режимах работы электровозов посвящены исследования Вишневецкого Г.И., который в 1975 защищает кандидатскую диссертацию на тему: "Исследование влияния износов тяговой зубчатой передачи на надежность работы привода локомотива".

В 1978 г. кафедру возглавил доцент Фроянц Г.С., проработавший в этой долж-ности до 1985 г, когда заведующим был избран доцент Вишневецкий Г.И.

Несколько ранее с целью пополнения состава кафедры преподавателями с университетским образованием на кафедру были приняты выпускники механико-математического факультета РГУ Румянцев А.Н. (в 1975 г.), Иваночкин П.Г. и Шехов В.П. (в 1976 г.). Круг их научных интересов связан с проблемами теории упругости, в частности с контактными задачами вязкоупругости и трибологии, вопросами теории толстых плит.

Примерно в это же время на кафедру были приняты выпускники РИИЖТа Мирошниченко В.Г. и Верескун В.Д. Удачное сочетание молодых сотрудников кафедры с техническим образованием и с университетским образованием способствовало дальнейшему развитию кафедры.

Колесников В.И.
д.т.н., профессор, академик РАН Колесников В.И.


С 1987 г возглавляет кафедру Владимир Иванович Колесников - доктор технических наук, профессор, академик Российской академии наук.

Имя Колесникова Владимира Ивановича широко известно специалистам в области механики, трения и износа металлополимерных трибосистем и композиционных материалов.

В.И. Колесников окончил в 1966 году физический факультет Ростовского государственного университета, а в 1992 году - Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. В 1975 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, в 1987 году - доктора технических наук. С 1991 года - член-корреспондент РАН, а с 2003 года - академик РАН по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управ-ления по специальности «Машиностроение, транспорт».

В.И. Колесников является известным ученым и организатором науки в области технологии, трения и износа металлополимерных материалов. Основным на-правлением его научной деятельности является создание принципиально новых износостойких композиционных материалов, разработка методики и теории синтеза высоких технологий и оптимизации сложных процессов в трибосистемах с целью повышения надежности и ресурса работы машин, механизмов и оборудования.

В рамках этого направления разработаны теоретический (на основе теории регуляризации сингулярных возмущений) и экспериментальный (на основе применения поверхностных акустических волн Рэлея) методы определения структуры температурного поля в пограничной области фрикционного контакта. Такой подход позволил сформулировать принципы управления физико-химическими процессами при трении и создать целый класс новых высокоэффективных композиционных полимерных материалов фрикционного и антифрикционного назначения, конструкций, технологических процессов, а также разработать на них необходимую техническую документацию и внедрить в производство.

На базе руководимого ректором В.И. Колесниковым Ростовского государст-венного университета путей сообщения совместно с Институтами проблем ме-ханики РАН и Институтом машиноведения им. А.А. Благонравова РАН созданы научно- исследовательские лаборатории «Трибология и материалы» и «Проблемы техногенной безопасности и трибологической надежности транспортных объектов и систем», а также совместно с Южным научным центром РАН - лаборатория «Транспорта, энергетики и новых композиционных материалов». Для выполнения научных исследований, связанных с разработкой и созданием принципиально новых композиционных материалов фрикционного и антифрикционного назначения на базе университета был создан научно-исследовательский центр «Нанотехнологии», оснащенный самым современным оборудованием.

Огромную научно-педагогическую работу в университете Владимир Иванович Ко-лесников сочетает с общественной деятельностью. Он является членом Экспертного Совета по транспорту Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, председателем трех диссертационных советов, членом бюро Межведомственного научного совета по трибологии Российской академии наук, членом бюро Научного совета РАН по проблемам машиноведения и технологических процессов, председателем Российского национального комитета по трибологии, председателем редакционного совета журнала «Трение и смазка в машинах и механизмах», членом редакционных коллегий журналов «МНТЖ Трение и износ», «Известия вузов. Северо-Кавказский регион», «Вестник Всероссийского научно- исследовательского института железнодорожного транспорта» и редактором журнала «Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения».

За успехи в научно-педагогической и производственной деятельности В.И. Колесников награжден орденом почета (2006г.), памятной медалью «Патриот России» (2010г.), отраслевой Памятной медалью имени П.П. Мельникова, медалью русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени (2005г.), медалью русской Православной церкви Св. Благоверного князя Даниила Московского (2010г.), удостоен званий «Почетный железнодорожник», «Почетный машиностроитель», «Почетный работник транспорта России», «Лучший изобретатель Дона», «Почетный гражданин города Ростова – на – Дону».

В.И. Колесников – лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования в 2002 году за цикл трудов для технических вузов «Научное, учебно-методическое и организационное обеспечение подготовки инженерных и научных кадров в области триботехники (трения, износа и смазки)».

Под его руководством защитили кандидатские диссертации сотрудники кафедры Иваночкин П.Г. («Контактные задачи для двухслойного вкладыша радиального подшипника скольжения с учетом износа и тепловыделения от трения» в 1991 г.), Мясникова Н.А. («Адгезионное взаимодействие на границах раздела твердых тел» в 1996 г.), Сычев А.П. («Создание антифрикционных износостойких композиционных материалов для тяжелонагруженных узлов трения подвижного состава» в 1995). В период с 2000г. под его руководством успешно защитили докторские и кандидатские диссертации Нахимович И.А. (2000г.), Алексенко В.М. (2000г.), Елманов И.М. (2001г.), Трубицина Н.А.(2003г.), Суворова Т.В. (2004г.), Задорожный А.И. (2004г.), Потеха В.Л. (2005г.), Досов Л.Г. (2005г.), Корниенко Б.Н. (2006г.), Марченко С.И. (2006г.), Флек Б.М. (2006г.), Иваночкин П.Г.(2009г.) и др.

Под руководством В.И.Колесникова научная группа кафедры проводит иссле-дования и разработки по следующим основным направлениям:

  • создание новых износостойких полимерных композиционных материалов для узлов трения подвижного состава, разработка основ управления структурой и фрикционными характеристиками таких материалов;
  • разработка и создание смазочных композиций с экономичными и эколо- гически безопасными нанокластерными присадками для тяжелонагруженных трибосопряжений;
  • исследования тепловых процессов, температуры и температурного градиента в зоне фрикционного контакта и зависимости от них физико- механических и трибологических характеристик материалов, оптимизация сложных процессов в трибосистемах с целью повышения надежности и ресурса работы машин, механизмов и оборудования;
  • разработка принципиально нового способа лубрикации трибосистемы ко- лесо-рельс путем нанесения на боковую грань головки рельса многослойного антифрикционного нанострутурированного покрытия;
  • изучение закономерностей распределения легирующих и примесных эле- ментов при металлополимерном трибосопряжении с целью ослабления влияния сегрегации элементов на границах зерен металла и, как следствие, его охрупчивания и разрушения.

Принципиально новые экспериментальные методы исследования нанотолщин и наноструктурных элементов нанопленок, развитые в последнее время и имеющиеся в Ростовском государственном университете путей сообщения, позволяют проводить эти исследования на высоком научном уровне.